Психология и роль руководителя коллектива в обеспечении безопасности труда на производстве
В обеспечении безопасных условий труда наряду с техническими и технологическими новшествами первостепенное значение имеют поведение самих работников, соблюдение ими установленных требований правил безопасности и соответствующий психологический климат в производственном коллективе.
Многолетний опыт расследования причин аварий и несчастных случаев на производстве показывает, что в подавляющем большинстве их причиной является так называемый человеческий фактор. При этом невольно напрашивается принципиально важный вопрос: почему люди, которым от рождения присущи инстинкты самозащиты и самосохранения, становятся виновниками своих травм? Ведь если человек психически нормален, то он без повода никогда не станет стремиться к травме. Очевидно, такие случаи могут происходить либо по независящим от человека причинам, либо тогда, когда его побуждают к нарушению правил определенные обстоятельства. Следовательно, чтобы предупредить появление подобных происшествий, нужно, прежде всего, выявить эти побудители и исключить их воздействие. Анализируя причины, повлекшие аварии или несчастные случаи, надо учитывать, что при установке вполне современного оборудования, в том числе и импортного, а также при использовании новых технологий появляются и новые опасности, вовремя противостоять которым способен не каждый. С развитием химических, нефтехимических и других промышленных производств и комплексов резко возрастает и цена ошибок человека, делающая условия труда более опасными.
Техника в наше время занимает все более прочное место в жизни людей. Для современного человека она стала средством удовлетворения многих потребностей, источником удовольствия, объектом мотивации, фактором престижа. Однако человек зачастую забывает, что техника обычно является еще и источником высокой опасности, а интенсивное применение ее повышает возможность реализации этой опасности. Постоянное взаимодействие с опасными машинами и недостаточная осведомленность о массовости несчастных случаев ведут к тому, что человек перестает бояться того, что на деле является очень опасным, и адаптируется к опасности. Нередко из-за текущих мелких выгод он сам преднамеренно идет на нарушение правил безопасности. Люди, однажды безнаказанно нарушив правила и получив за счет этого какие-то выгоды, повторяют подобные нарушения. Постепенно они адаптируются не только к опасности, но и к нарушениям правил.
Очевидно, эти закономерности создают некую общую тенденцию, объективно способствующую повышению опасности труда и росту травматизма и аварийности.
Помимо общих причин, обнаруживается много разнообразных индивидуальных факторов, главным образом психологического порядка, способствующих преднамеренным нарушениям правил безопасности (показная смелость, недисциплинированность, склонность к риску и пр.).
Значительная роль в обеспечении безопасности принадлежит производственному коллективу. Взаимоотношения между членами коллектива, руководителями и подчиненными определяются различиями в формах конкретного труда, которые обусловлены профессиональным разделением.
Условия труда отдельных групп рабочих во многом зависят от общего состояния охраны труда и техники безопасности на предприятии в целом.
Мероприятия по обеспечению безопасности должны проводиться так, чтобы они гармонично сочетались с технологическими процессами и с конкретными действиями людей на их рабочем месте. Соблюдение правил не должно налагать на работников дополнительную нагрузку, препятствовать выполнению ими рабочих операций и причинять какие-либо неудобства, снижать выработку рабочих и их заработок. Заботу о здоровье трудящихся нельзя противопоставлять или ставить в полную зависимость от увеличения производства продукции, обе эти задачи надо решать одновременно, не нанося ущерба ни человеку, ни производству.
В повседневной жизни коллектива какого-либо участка производства иногда складывается противоречивая ситуация. Порой некоторые члены коллектива, пользуясь авторитетом благодаря своим личным качествам, оказывают положительное влияние на какие-то стороны деятельности, в то же время они неправильно относятся к соблюдению дисциплины и безопасности труда.
Руководители и специалисты производства всегда должны иметь в виду, что обеспечение безопасности труда достигается не только применением технических средств и разработкой соответствующих правил поведения, обязательных для каждого работника, но и постоянной заботой и вниманием к вопросам формирования коллектива. При этом надо понимать, что только одними приказами и распоряжениями невозможно сформировать правильное отношение коллектива к обеспечению безопасного ведения работ. Руководители и специалисты производственных коллективов должны постоянно помнить, что одним из критериев сплоченности и организованности коллектива является осознанное и практически выполняемое каждым его членом правило безопасного ведения работ.
Для формирования правильного отношения коллектива к требованиям безопасности труда очень важно, чтобы в воспитательной работе, в агитационно-пропагандистской деятельности учитывались не только общие принципы, но также и конкретные особенности данного коллектива. Для этого руководителям прежде всего нужно хорошо его знать.
Руководитель со своими подчиненными по работе находится не только в строго служебных отношениях в узком смысле этого слова, между ними существуют и чисто человеческие взаимоотношения, не связанные с производственной деятельностью. Вот почему очень важно, чтобы поведение руководителя в своей служебной деятельности было точно таким же, как и вне ее.
Случается, что руководитель, официально требующий соблюдения мер безопасности, сам пренебрегает ими, а порой и поддерживает нарушителей правил. Подобным образом некоторые руководители пытаются завоевать себе популярность в коллективе, а вместо этого как раз теряют авторитет. Они уже не способны сыграть решающей роли в формировании общественного мнения в коллективе.
Влияние руководителя на коллектив в большой мере зависит от его способности управлять своим поведением в зависимости от конкретной ситуации, возникающей в процессе работы. Он должен знать, когда ему следует показать всю свою энергию, решимость, а когда выдержку, терпение, как отнестись к молодому рабочему, необдуманно допустившему ошибку, или как вести себя с завзятыми нарушителями дисциплины.
В оценке поступков своих подчиненных, во взаимоотношениях с ними руководитель не должен поддаваться ни своему временному эмоциональному состоянию, ни чувству симпатии или антипатии. Применительно к безопасности труда это означает прежде всего необходимость избегать таких случаев, когда руководитель, будучи в хорошем настроении, сквозь пальцы смотрит на нарушителя требований безопасности, а при плохом настроении привлекает работников к ответственности. Еще хуже, если руководитель прощает нарушения одним подчиненным, а с других строго за них спрашивает. Так же недопустимо снисходительное отношение к хорошему рабочему, нарушающему правила техники безопасности, когда это попустительство исходит из стремления добиться высоких производственных показателей «любой ценой». Соблюдение норм безопасности следует в одинаковой мере требовать от каждого работника, так как только при этом условии деятельность руководителя может быть эффективной, а его авторитет прочным.
Очень важным этапом в развитии коллектива является всемерное повышение его дееспособности. Необходимо добиться, чтобы передовые работники были примером для своих товарищей. По мере развития коллектива все больше возрастает сознательность всех его членов. Одновременно с этим формируется и закрепляется система автоматически совершаемых действий, т.е. образуется комплекс общих для коллектива привычек, состоящий из целого ряда моментов поведения на рабочем месте. Эти привычки являются важной предпосылкой для сплочения коллектива, от них зависит поведение работника в коллективе, отношение его к работе, руководителям и предприятию в целом.
Руководитель прежде всего должен знать своих подчиненных, их поведение, показатели в работе, их влияние на коллектив и отношение к коллективу.
Знание людей представляет собой особо сложную задачу для руководителей, которые направляют деятельность большого числа работников, не имея с ними непосредственного контакта. В таких случаях вышестоящему руководителю следует, с одной стороны, стремиться изучить тех лиц, которые осуществляют непосредственное руководство и подчинены ему, с другой — знакомиться через этих людей с наиболее важными проблемами, возникающими в более мелких коллективах.
При формировании и воспитании коллектива руководителям необходимо выявлять объективные закономерности влияния психики подчиненных на возникновение аварий и несчастных случаев и практически использовать эти закономерности для обеспечения безопасного ведения работ.