Программой-2023 ЛНР показывает Украине, что такое народное государство по сути – историк

Жители ЛНР внесением своих предложений в проект пятилетней программы социально-экономического развития ЛНР показывают Украине, что такое народное государство не только по названию, но по существу. Об этом ЛИЦ заявил луганский историк, кандидат философских наук Виталий Даренский. 

Исполняющий обязанности главы ЛНР Леонид Пасечник на заседании Республиканского совета общественного движения “Мир Луганщине”, которое состоялось 14 марта, заявил, что жители ЛНР смогут участвовать в разработке пятилетней программы социально-экономического развития Республики до 2023 года и предложил исполкому “Мира Луганщине” организовать ее широкое обсуждение.

“Разработка Программы социально-экономического развития ЛНР на период до 2023 года является объективно назревшим шагом в развитии Республики, который делается именно в тот момент, когда он действительно стал необходим, – заявил историк. – Ранее это было бы еще преждевременно, так как в экономике шли восстановительные процессы, которые лучше происходят спонтанно по инициативе предпринимателей”.

“Аналогом здесь может служить период НЭПа (новой экономической политики – примечание ЛИЦ) в СССР, благодаря которому удалось очень быстро преодолеть разруху после гражданской войны. И когда разруха уже была в основном преодолена, тогда и произошел переход к государственному планированию, начались достижения первых пятилеток. В похожей ситуации находимся и мы сейчас – в точке перехода от восстановления к стратегическому развитию”, – пояснил Даренский.

Он добавил, что в связи с разработкой программы у многих людей в Республике возникли вопросы – стоит ли копировать опыт плановой экономики в СССР в современных условиях.

“Этот вопрос явно связан с определенным недоразумением. Речь вовсе не идет сейчас о возвращении к советским пятилеткам. Во-первых, это невозможно, поскольку сейчас нет тотальной государственной собственности на средства производства, на которой была основана советская экономика. Во-вторых, экономическое планирование – это общемировая практика, а не только советская”, – отметил эксперт.

Он пояснил, что пятилетнее планирование применялось самыми развитыми державами мира уже начиная с конца XIX века – например, Германия в этот период всего за 20 лет стала из отсталой полуаграрной страны индустриальной сверхдержавой, которая делила в Российской Империей 3-4 места в мире по объемам ВВП и промышленного производства.

“И в самой Российской Империи в период правления Николая Второго пятилетнее планирование применялось не менее эффективно, о чем и свидетельствует вышеупомянутый рейтинг. Например, знаменитый план электрификации всей страны был на самом деле принят еще в 1911 году и был бы выполнен к 1923 году, но из-за революции и последовавшей за ней разрухи его в 1923 году пришлось просто начинать заново. Но большевики очень хорошо воспользовались услугами старых русских экономистов, работавших еще в правительстве Витте и благодаря им создали Госплан. А уже экономист нового поколения Василий Леонтьев создал в СССР первую системную теорию государственного планирования экономики, но потом уехал в эмиграцию, опасаясь ареста, и реализовал свою теорию уже в США как основу для “доктрины Рузвельта”. И получил за нее Нобелевскую премию в 1973 году как уже американский экономист, хотя эта теория была создана еще в 1926-1928 годах в Петрограде”, – напомнил историк.

Он подчеркнул, что это минимум того, что нужно знать о госпланировании, чтобы не думать, будто бы это “советский пережиток”.

“Отличие планирования в многоукладной экономике от планирования в советской состоит в том, что здесь государство не контролирует все экономические ресурсы, а только часть из них, и на частных собственников может влиять только через законодательную и налоговую системы”, – отметил Даренский.

“Принцип очень простой: на тех направлениях, в которые требуются инвестиции, создаются максимальные налоговые и лицензионные льготы, и частники переводят туда свой капитал из отраслей, в которых таких льгот нет. Плюс для этих отраслей могут выделяться дотации из госбюджета. Имея исходные данные по отраслям, нетрудно приблизительно посчитать, какой рост по разным параметрам может произойти за определенный промежуток времени. И пятилетние промежутки выделяются не просто для удобства счета, а потому, что именно такой промежуток лучше всего соотносится с циклами оборота средне- и долгосрочных капиталовложений”, – пояснил ученый.

Он добавил, что в современном мире крупные госкорпорации успешно конкурируют с частными, имея то преимущество, что имеют возможность использовать государственные капиталовложения.

“Экономика ЛНР по своим размерам как раз и соответствует одной небольшой госкорпорации, поэтому может и выстраиваться примерно по такой же модели. Есть только две сферы экономики, в которых частный собственник всегда эффективнее госсобственника – это сфера услуг и розничная торговля. Но государство может и здесь эффективно регулировать ситуацию с помощью налоговых льгот и установления “потолка” цен. Производственная сфера, особенно крупные промышленные предприятия, по всему миру обычно эффективнее всего работают в собственности государства. А поскольку основа экономики Донбасса – это именно такие предприятия, то они и являются основой планового развития экономики. Более того, без заключения государственных договоров на поставки готовой продукции эти предприятия вообще не могут работать”, – пояснил эксперт.

В то же время он отметил, что есть и одна особенность экономики ЛНР, которая связана с особой ролью государства.

“В условиях дефицита финансовых ресурсов для инвестиций само государство в отдельных сферах экономики должно выполнять роль предпринимателя. В первую очередь речь идет о строительстве и сельском хозяйстве. Здесь может быть очень эффективным на данном этапе развития создание госпредприятий. Только государство в целом, а не отдельный собственник, может изыскать средства для строительства и восстановления инфраструктуры, а также крайне необходимо и создание сельхозпредприятий с государственным капиталом. Но если в строительстве уже такие госпроекты работают, то сельское хозяйство, как и при Украине, до сих пор прозябает на тех жалких капиталах, которые имеют частники. Никакое развитие на этом уровне не возможно, а возможно только дальнейшее истощение почв и отмирание животноводства, которое и так уже почти не существует. Никакой серьезный инвестор пока что сюда не придет, поэтому единственный способ развивать сельское хозяйство и спасти село от вымирания – это создание государственных хозяйств. Это мое личное предложение разработкам Программы, которое я могу обосновать и со всеми необходимыми научными выкладками”, – сказал Даренский.

Он напомнил, что все жители Республики могут внести свои предложения по разработке Программы социально-экономического развития ЛНР по телефонам горячей линии и на официальном сайте общественного движения “Мир Луганщине”, и все предложения будут приняты и вынесены на всенародное обсуждение.

“Этот шаг не является всего лишь “популистской мерой”, как наверняка заявят наши недоброжелатели. На самом деле он является не чем иным как самым эффективным способом мониторинга важнейших направлений экономического развития, которые требуют первостепенного планирования и развития”, – подчеркнул ученый.

“Никакой анализ текущей экономической статистики и никакие социологические опросы не смогут дать настолько полную и четкую картину в экономике, как непосредственное мнение людей, которые “на своей шкуре” ощущают те проблемы, о которых они говорят, а их предложения не “взяты с потолка”, а продуманы и даже выстраданы. То есть в данном случае уже явно не до популизма, а само государство имеет острую объективную потребность в прояснении ситуации и в сборе “банка идей”, без которого невозможно выяснить истинные приоритеты”, – убежден историк.

По его мнению, роль государства в разработке этой программы, естественно, не может сводиться только к отбору готовых предложений, но должно и само проявлять инициативу.

“Какого рода инициативу? В первую очередь, нужно привлечь специалистов для квалифицированной инвентаризации всех неиспользуемых и неэффективно используемых производственных и сырьевых ресурсов, которые находятся на территории Республики. Все, что будет обнаружено, нужно национализировать просто по факту неиспользованности независимо от того, какой там был собственник до этого. Точно так же в свое время работала и та комиссия, на основе которой потом был создан советский Госплан”, – пояснил он.

“Второй важнейший шаг – государство должно на первых порах взять на себя роль коммерческого агента для заключения международных договоров для наших предприятий. Собственно, это и так уже делается, но здесь нужно выходить на другой уровень – нужно включать наши предприятия в структуру планирования экономики Российской Федерации, в которую мы давно уже фактически интегрированы. Для этого нужна самая активная деятельность по поиску партнеров – но отдельным предприятиям такая деятельность может быть не по силам, поэтому она должна быть централизованной. Для этого может быть даже создан отдельный государственный орган как агентство по экономической интеграции”, – продолжил ученый.

“Важно понимать, что на этом пути мы являемся первопроходцами, ведь чуть позже по нему придется идти и другим регионам бывшей Украины – после того, как “эвропэйська” разруха добьет там остатки экономики. Им еще придется использовать наш опыт и в экономике и в политической самоорганизации общества – сейчас мы Программой 2023 показываем им, что такое народное государство не по названию только, но по существу. Им потом еще придется учиться у нас, как вставать после полного разрушения экономики. Первую, самую трудную часть этого пути мы уже успешно прошли, не менее успешно пройдем и следующую”, – резюмировал эксперт.

Напомним, жители Республики могут внести свои предложения по разработке программы социально-экономического развития ЛНР по телефонам горячей линии “Мира Луганщине” и на официальном сайте движения, а также во всех исполнительных комитетах территориальных отделений и первичных организациях ОД.

ОД “Мир Луганщине” – крупнейшее республиканское движение, в рядах которого уже насчитывается более 101 тыс. человек. Движение создано перед выборами Народного Совета ЛНР, которые состоялись 2 ноября 2014 года. На выборах представители “Мира Луганщине” получили серьезную поддержку избирателей, заняв первое место по количеству голосов – 69,42% от общего числа проголосовавших. Председателем движения на состоявшемся в Луганске 17 февраля третьем общереспубликанском съезде “Мира Луганщине” единогласно был избран и.о. главы ЛНР Леонид Пасечник.

ЛуганскИнформЦентр — 01 апреля — Луганск