«Живая история поселка»

  • пос7
  • пос6
  • пос5
  • пос4
  • пос3
  • пос2
  • пос1
  • Дарьевка на сайт

Предлагаем вашему вниманию краткое содержание истории поселка Новодарьевка (с последующими дополнениями…)

   Станция Дарьевка 37 лет называлась ст. Ровеньки

В 1878 году 1 декабря было закончено строительство железной дороги протяженностью свыше 150 верст по линии Дебальцево-Зверево. Этот участок железнодорожного пути стал продолжением Екатерининской железной дороги и прошел он около Ровенецкой слободы (ныне г.Ровеньки). Встал вопрос о строительстве железнодорожной станции в Ровенецкой слободе. В это время земли принадлежали графу Орлову-Денисову В.В. Земли же в районе Ровенецкой слободы представляли собой крестьянские наделы. Управляющий Орловых немец Мангус, зная, что железнодорожная станция, построенная на графской земле даст большие выгоды, решил уговорить  старшину и общество не соглашаться на строительство станции у слободы. Он говорил им, что паровозы, маневрируя на железнодорожных путях, будут резать скот и детей, поэтому станцию надо строить подальше от слободы. Волостной сход принял решение просить администрацию железной дороги перенести строительство станции Ровеньки подальше в степь. Станция была построена на графской земле в 7 верстах от Ровенецкой слободы и получила название Ровеньки. Так с постройкой станции Ровеньки возник поселок Новодарьевка, а станция называется станцией Дарьевка. В 1879 году в поселке было всего 5 домов, мастерская, материальный склад, помещение станции, помещение начальника участка и жилой барак. Позже появились угольный склад, депо и баня. Депо первого класса. Почему же произошло изменение в названии станции?

 (фото железнодорожная станция слободы (начало ХХвека)

В 1879 году у Ровенецкой слободы была построена платформа и там стали останавливаться пассажирские поезда, а в 1907-1908 годах уже была построена станция, которая получила название Козабеловка по названию одноименного села, расположенного в 5 верстах от построенной станции. Такое название станции  сохранялось до 1915 года, а потом произошло перемещение названий. Станция Козабеловка была названа Ровеньками, а ранее названная ст. Ровеньки стала называться ст. Дарьевка по имени ближайшего села Дарьевка. Возникшему поселку как административной единице было присвоено название Новодарьевка, которое и сохранилось до настоящего времени.  Население поселка в 1915 году составляло около 260 человек.

Причиной возникновения поселка, было выгодное географическое положение, залежи каменного угля и плодородные земли, но главной причиной возникновения поселка явилась постройка железной дороги, станции и депо. Экономика первых поселенцев была примитивной и представляла собой натуральное хозяйство, что и определяло слабое развитие культуры, неграмотность и тяжелый, почти нищенский  быт.

На базе роста угольной промышленности и пополнения рядов пролетариата с одной стороны, и эксплуатации железной дороги – с другой стороны, начала развиваться экономика поселка. Хозяйство поселка в это время было частно – индивидуальным, и поэтому не могло давать большие прибыли.

В 1880 году Орловы продали свое имение княгине Юсуповой графине Сумароковой-Эльстон, матери Филиппа Юсупова, убившего в 1916 году любимца последней русской царицы «старца» Григория Ефимовича Распутина.

Площадь земли княгини Юсуповой составляла 24 тыс. десятин.

В 1903 году княгиня Юсупова в своем вагоне прибыла на станцию и посетила Ровенецкую слободу вместе со своим мужем-графом. В церкви было богослужение, после которого княгиня бросила собравшейся толпе несколько горстей мелкой монеты, а потом уехала со своим мужем на охоту в Провалье (ныне ст. Красная Могила).

В 1904 году уполномоченный княгини Юсуповой начал распродавать землю. Эти земли раскупили помещики братья Колесниковы, Хлудов, Деркачев, Луковкин, баронесса Мегдеч, помещица Рутченко, шахтовладелец Гаевский, немцы-колонисты, которые образовали свою колонию вблизи поселка, и другие. Помещики Колесниковы значительную часть земли сдавали в аренду кулакам тавричанам, которые, примерно в 1910 году купили землю у помещиков Колесниковых и образовали свой поселок, который по имени одного из самых богатых кулаков получил название хутор Шевченко (теперь восточная часть улицы Свердлова).

Экономика поселка в дооктябрьский период была незначительной. Местное население подвергалось эксплуатации со стороны помещиков Колесниковых и немцев-колонистов. Доходными предприятиями (железнодорожной станцией и депо) владело Бельгийское акционерное общество, капиталы которого были вложены в эти предприятия. В связи с господством иностранного капитала трудящиеся поселка эксплуатировались иностранными и местными богачами.

(Фото Работники станции Дарьевка 2016г.)

В 1917-1918 годах земля у братьев Колесниковых и Деркачева была национализирована.

В 1920 году на станции Дарьевка был оборудован клуб отрядом Красной гвардии и с участием ЧК железнодорожного транспорта. Назвали клуб именем В.И. Ленина.

(фото клуб)

В конце ХІХ века в этом здании  была открыта трехклассная железнодорожная школа. В этой школе учились не только  дети жителей поселка Новодарьевки, но также дети  железнодорожников со станций Картушино, Вальяново,  Должанской, Провалье (ныне Красная Могила), Гуково. После окончания этой школы более состоятельные родители определяли своих детей на учебу в Ровенецкую слободу в мужскую двухклассную школу или женскую церковно-приходскую школу. Тогда в Ровенецкой слободе было две школы. С установлением Советской власти в 1918 году трехклассная железнодорожная школа была преобразована в начальную школу, а в 1920 году – в семилетнюю школу. Она разместилась в доме бывшего помещика Колесникова И.И.

(Фото Дом помещика Колесникова Н.И.)

(Фото Первая средняя школа в поселке)

В  годы Великой Отечественной войны (1942 год) в помещении клуба был создан пункт для отдыха летчиков, так как недалеко находился аэродром.

В период оккупации с 20 июля 1942 года по 16 февраля 1943 года в помещении клуба был концлагерь.

В 1930 году был организован совхоз «Селинтерн». С 1943 года совхоз переименован в совхоз  «Ровеньковский». Специализация совхоза – мясо- молочное направление. Земли 8841 га.

(Фото Работники совхоза (1947год))

(фото Механизаторы МТС на машинном дворе (1950 год)

 Осенью 1952 года начато строительство асфальтобетонного завода. В 1953 году он начал выпускать продукцию. В 1954 году была построена  дорога Ровеньки – Свердловск и Ровеньки – Луганск. Асфальт поставлялся с этого завода.

В октябре 1954 года вблизи поселка началось строительство шахты № 4 и шахты № 5.

Было организовано Дарьевское шахтостроительное управление № 3, которое руководило строительством всех семи Дарьевских шахт. Располагалось оно в г.Ровеньки. Шахту № 4 сдали в эксплуатацию 15 мая 1955 года, а шахту № 5 летом 1955 года.

В 1967 году шахта №5 уже давала на гора около 1000 тонн угля.

В 1981 году было создано шахтоуправление «Ворошиловское», куда вошли шахты №5 «Дарьевская» и №1-2 «Дарьевская», вышедшие из состава шахтоуправления имени Космонавтов.

(Фото шахтоуправления)

Источник: книга «История поселка Новодарьевка» .

Автор книги – председатель Совета ветеранов пос. Новодарьевка,  хранитель  музея «Память», краевед  Виктор Сергеевич Терещенко

 

https://ok.ru/biblioteka.grigoriyaskovorody

https://vk.com/libscovoroda