Встреча Михаила Мишустина с главой Федеральной антимонопольной службы Максимом Шаскольским
Руководитель ФАС проинформировал Председателя Правительства об организации контроля за необоснованным повышением цен на социально значимые товары, тарифами на коммунальные ресурсы, а также о работе по снижению административного давления на бизнес и контролю за цифровыми товарными платформами
Реагирование на необоснованное повышение цен на социально значимые товары
Глава правительства отметил, что в условиях санкционных ограничений служба имеет все необходимые инструменты для реагирования на необоснованное повышение цен на социально значимые товары: лекарства, продукты и стройматериалы.
В 2022–2023 годах обеспечен постоянный контроль за ценообразованием на социально значимых товарных рынках, в том числе в новых субъектах Российской Федерации.
Благодаря проведенной работе торговые сети добровольно снижают наценки на товары первой цены, наиболее доступные в каждой товарной категории.
Снижен средний совокупный уровень наценок 11 крупнейших торговых сетей в 25 категориях социально значимых продуктов питания за 2022 год на 8%, за весь период мониторинга – на 15%.
Предложенную ФАС практику ценообразования и ограничения наценок на социально значимые товары поддержали около 98 региональных торговых сетей, а также множество несетевых магазинов.
Компании «Детский мир», «М.Видео», «Ситилинк», «DNS» зафиксировали цены на отдельные категории наиболее востребованных непродовольственных товаров.
Правительством принято постановление о случаях допустимости соглашений между властями регионов и торговыми сетями для оперативной стабилизации цен на товары, включенные в перечень социально значимых товаров. Это решение дает возможность в случае необходимости заключать соглашения о сдерживании цен и добровольных обязательствах по ограничению торговых надбавок.
Цены на минеральные удобрения зафиксированы на уровне мая – июля 2021 года. Крупнейшие производители минудобрений разработали и согласовали с ФАС торгово-сбытовые политики. Это позволило обеспечить аграриев удобрениями в достаточном объеме и по доступным ценам.
Максим Шаскольский отметил, что решение правительства использовать механизм параллельного импорта позволило обеспечить граждан продукцией по доступным ценам. В перечень товаров параллельного импорта включено более 50 групп товаров – от обуви и одежды до транспорта.
Также служба контролирует цены в отношении всего перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. В 2022 году было проанализировано 9 тыс. цен, из которых согласовано было 8 тыс. За первое полугодие 2023 года – 4,5 тыс. цен, из них согласованы 3,8 тыс.
ФАС добилась снижения цен на ряд дорогостоящих препаратов, закупаемых фондом «Круг добра», в среднем на 49%. Экономия составила порядка 8,6 млрд рублей. Это позволяет обеспечивать детей с тяжелыми заболеваниями дополнительными лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и необходимым объемом медпомощи.
Ведется работа по мониторингу и контролю цен на строительные материалы. После выданных в 2022 году предписаний ценовая политика компаний стала более сдержанной, осторожной. В 2023 году такая работа продолжается.
Проводятся регулярные проверки экономической обоснованности повышения тарифов на мобильную связь. В случае выявленных нарушений принимаются соответствующие меры.
Утверждена концепция долгосрочного тарифного регулирования в энергетике и ЖКХ, которая предусматривает механизмы установления долгосрочных тарифов на срок не менее 5 лет. Это повысит инвестиционную привлекательность и надежность работы отрасли.
В 2023 году проведено более 60 проверок по выявлению экономически необоснованных решений по повышению тарифов. После проверки более 1 тыс. решений регионов было исключено расходов на сумму более 9,2 млрд рублей.
Деятельность ФАС по контролю за соблюдением Закона о контрактной системе
«Очень важно внимательно следить за обеспечением равного доступа к системе государственных закупок, потому что проведение открытых конкурентных торгов – один из важнейших ключевых факторов, способствующих эффективному расходованию бюджетных средств», – сказал глава правительства.
В первом полугодии 2023 года рассмотрено 23 тыс. жалоб, из которых 43% признаны обоснованными. Проведено более 5,4 тыс. проверок. Выдано 8,6 тыс. предписаний. Совершенствуется законодательство.
В отдельных регионах отмечается рост конкуренции в сфере госзаказа. Лучших показателей экономии бюджетных средств добились:
📍Липецкая область,
📍Челябинская область,
📍Камчатский край.
Деятельность ФАС по пресечению картелей
Председатель Правительства отметил, что помимо повышения эффективности надзора в сфере государственного заказа важно отслеживать появление картелей, которые ограничивают конкуренцию при отборе поставщика. Это в свою очередь создает препятствия для МСП.
В 2022 году возбуждено 305 дел по картельным сговорам, принято 292 решения о нарушении антимонопольного законодательства, вынесено 960 постановлений на общую сумму более 5 млрд рублей.
Снижение административного давления на бизнес
Также ФАС реализует меры по снижению административной нагрузки на бизнес. Так, увеличены пороговые значения с 400 до 800 млн рублей для сделок, требующих предварительного согласования. До конца 2023 года упрощен порядок согласования сделок с активами от 800 тыс. до 2 млрд рублей.
Снижению административного давления на бизнес способствует реализация механизмов предупреждений и предостережений. Это позволило сократить нарушения антимонопольного законодательства в два раза за последние пять лет.
Принятие пятого антимонопольного пакета
Михаил Мишустин обратил внимание на активное развитие цифровых платформ. Это перспективное направление, в основе которого лежат инновационные решения. Объемы оборотов маркетплейсов и агрегаторов обгоняют традиционные магазины. Это требует совершенствования законодательства.
В сентябре вступил в силу пятый антимонопольный пакет, направленный на предупреждение и пресечение монополизации цифровых рынков.
Теперь в законе «О защите конкуренции» установлена совокупность условий, при наличии которых владелец цифровой платформы будет считаться занимающим доминирующее положение.
Сетевой эффект дает возможность оказывать влияние на рынок. Чем больше становится покупателей и продавцов на рынке, тем сильнее проявляется рыночная власть у владельца платформы.
Доля сделок, заключаемых между покупателями и продавцами на соответствующем товарном рынке, превышает 35%.
Выручка цифровой платформы на соответствующем товарном рынке превышает 2 млрд рублей.
Максим Шаскольский отметил, что при несоблюдении цифровыми платформами запретов на злоупотребление доминирующим положением будут приниматься меры реагирования. При этом антимонопольные запреты не распространяются на платформы с выручкой менее 2 млрд рублей.
«Нужно максимально ответственно подойти к регуляторике, к правоприменению, для того чтобы в первую очередь потребитель, как вы правильно сказали, был защищен. Поэтому регулирование сейчас таких онлайн-гигантов – ответственная работа. И я хочу, чтобы вы эффективно также с ней справлялись», – подчеркнул Председатель Правительства.
Глава ФАС поблагодарил правительство за работу по принятию пятого антимонопольного пакета.