Во что веровали наши земляки

Важнейшим средством исполнения своего христианского долга крестьяне считали посещение церкви. Местные крестьяне также охотно жертвовали на церковь, монастыри. Церковные проповеди были одним из важнейших источников, из которых крестьяне черпали сведения о христианском вероучении. Однако эту функцию церковь выполняла малоэффективно, о чём свидетельствовало образное выражение крестьян слободы Ровенецкой: «Сами мы в церковь придем, но как «Божий бык» стоим, ничего не разберём».

Крестьяне также предпочитали книги религиозного содержания: Евангелие, Деяния святых апостолов, Часослов, Псалтырь. Однако отношение крестьян к книжной премудрости было настороженным. Христианские догмы были не только сложны для неграмотных и малограмотных крестьян, но, что не менее важно, слишком далеки от их реальной жизни, её забот и тягот. Поэтому крестьяне осмысливали христианские образы и сюжеты по- своему, приближая их к реалиям собственной жизни.

Устное народное творчество того времени показывает какими предстают библейские образы и сюжеты в сознании крестьян. Крестьяне, для которых самым важным и самым уважительным видом деятельности было земледелие, могли представить себе Христа в роли сеятеля, которому дева Мария носит в поле обед: «В поле, поле сам Бог ходит. За ним Божья Матерь ходила. Еду носила, Бога просила. Уроди Боже жито-пшеницу».

Святой Илья, праздник которого совпадает по времени с косовицей, в народном творчестве выступает как косарь. Гром олицетворяется через образ святого Ильи двояко: «Святой Илья на колеснице с Богом разъезжает» или «Святой Илья горшки везёт».

В слободе очень популярной была щедровка, в которой упоминается святая Мелания. Согласно христианскому учению она жила в V веке и прославилась тем, что выстроила в Иерусалиме монастырь. В щедровке её образ трактуется следующим образом: «Маланка ходила Василька просила. Василёк, мой сынок пусти меня в хатку. Я жита нажала, чесный крест держала…». То есть, образ христианской святой не имевшей к земледелию никакого отношения, соотносится с участием в жатве.

Подобным же образом интерпретировались крестьянами христианские святые Борис и Глеб. Крестьяне превратили имя Глеб в похожее по звучанию – «хлеб». Они связывали праздник этих святых, который приходился на 24 июня, с уборкой хлеба: «Придёт Хлебо-Бориска, за хлеб берись-ка».

В колядке деве Марии сопутствует цветок «рожа», который слобожане садили возле хат. Именно из этого цветка по тексту колядки вылетает птица, символ воскресения и вознесения девы Марии: «Над девой Марией рожа расцветает. А с той рожи птах вылетает. До и полетел над небесами».

Итак, данные приметы показывают, что в народном творчестве образы Христа, девы Марии, святых предстают включёнными в контекст крестьянской жизни. С другой стороны, в библейские сюжеты вписываются атрибуты и отношения этой жизни.