Участники студенческого научного сообщества Ровеньковского факультета ЛНУ имени Тараса Шевченко провели открытое заседание на тему: «Анализ и интерпретация детской литературы»
Специфика обучения в высшей школе обуславливается необходимостью наличия научно-исследовательской составляющей в целостном образовательном процессе.
Сложность процесса осуществления научной деятельности связана с высокими требованиями, предъявляемыми к студентам-исследователям – эрудированностью, усидчивостью, способностью к анализу информации. Данная работа не может иметь быстрого результата, наоборот – за каждым научным движением стоит огромная и кропотливая работа.
В Ровеньковском факультете ЛНУ имени Тараса Шевченко, согласно плану научной деятельности на 2018-2019 учебный год, прошло открытое заседание студенческого научного сообщества на тему «Анализ и интерпретация детской литературы».
Выбор подобной формы работы не является случайным. Студентам важно проверить целесообразность и достоверность начатых исследований в комфортной обстановке, но, при этом, получив объективную оценку сформулированных самостоятельно идей и тезисов.
На заседании присутствовали: кандидат педагогических наук, доцент, декан Ровеньковского факультета ЛНУ имени Тараса Шевченко Элла Емцева, ассистент кафедры психологии Александра Хутова, студенты очного отделения.
Координатор проведения мероприятия – ассистент кафедры начального образования Дарья Тыщук.
Декан факультета Элла Емцева обратилась к студентам-исследователям со следующими словами:
«Полное становление и развитие студента невозможно без его участия в научно-исследовательской деятельности. Успех в данном направлении возможен только при условии осмысленной, научно подтвержденной интерпретации.
Сегодняшняя ваша попытка заявить о своем желании осуществлять научные поиски чрезвычайно важна еще и потому, что, работая с новым материалом, вы автоматически расширяете свои знания, словарный запас, интеллект».
Модератор заседания Дарья Тыщук ориентировала участников заседания на диалогическую форму работы:
«Мы проводим сегодняшнее заседание для того, чтобы еще раз подтвердить пользу чтения в развитии личности студента, тесной взаимосвязи между отраслями гуманитарного знания.
Невозможно до конца понять суть литературного произведения, не понимая особенностей времени его создания, условий жизни автора, литературоведческих особенностей родов и жанров словесного творчества».
Работа студентов, в рамках заседания научного сообщества, состояла из теоретического и практического компонентов.
Студенты представили первые результаты научно-исследовательской работы над избранными в области детской литературы темами.
Маргарита Бороденко (2 курс, направление подготовки «Педагогическое образование. Начальное образование») рассказала об особенностях изображения конфликта «взрослого» и «детского» миров в романе-трилогии В. П. Крапивина «Голубятня на желтой поляне».
Тема доклада Анастасии Мартыновой (3 курс, направление подготовки «Педагогическое образование. Начальное образование») – «Баба-Яга в русской народной волшебной сказке. Этимология слова «яга».
Виктория Кулешова (1 курс, направление подготовки «Педагогическое образование. Начальное образование» в своей работе раскрыла наиболее интересные аспекты темы «Чудо и реальность в русских народных сказках».
Следует отметить, что в работе сообщества также приняли участие студенты 4 курса направления подготовки «Педагогическое образование. Начальное образование», которые, в настоящий момент работают над написанием теоретического раздела выпускных квалификационных работ бакалавров.
Наталья Ковалева представила доклад «Художественные особенности сказки Г.Х.Андерсена «Девочка со спичками», Юлия Мельник – «Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и сказка братьев Гримм «Гензель и Гретель»: особенности воспроизведения национального мировоззрения», Наталья Горьковая – «Творческая деятельность в изучении литературного произведения в начальной школе».
В ходе работы заседания, декан Элла Емцева акцентировала внимание студентов на принципиально важном моменте:
«Изложенный материал подтверждает значение интеграции разных видов искусства в ходе изучения литературного произведения, что имеет особенное значение для методики преподавания русского языка и литературы в начальной школе.
Также всем студентам следует взять на заметку необходимость работы над умением высказываться, выражать свою точку зрения».
В практической части заседания студентам было предложено составить синквейн по темам – ключевым словам: «сказка», «детская литература», «жанр», «проблематика», «творчество».
Синквейн – это пятистрочный результат фиксирования понимания изложенной темы. Первая строка называет тему, вторая и третья – описывают характеристики или особенности темы, четвертая строка, предложение из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к теме; пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее вывод по теме.
Виктория Кулешова: «Я, как студентка первого курса, на сегодняшнем заседании убедилась, какое поразительное множество увлекательной и полезной информации можно открыть для себя, совершая первые исследовательские шаги. Думаю, что некоторые моменты, которые пока являются несовершенными при рассмотрении темы о феномене чуда в русской народной сказке, будут мною детально пересмотрены и уточнены».
Администрация и педагогический коллектив Ровеньковского факультета ЛНУ имени Тараса Шевченко выражают благодарность ассистенту кафедры начального образования Дарье Тыщук и всем участникам работы открытого заседания студенческого научного сообщества «Анализ и интерпретация детской литературы» и желают новых интересных тем и направлений для научных поисков и открытий.