Специальное дошкольное образование
Период дошкольного образования является не только первым уровнем общего образования, но и важнейшей ступенью в развитии ребенка. Это уникальный самоценный период развития, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и с взрослыми, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного.
В дошкольном возрасте идет интенсивное развитие таких психических функций, как внимание, память, речь, восприятие, закладываются общие основы познавательных способностей. В этот период есть уникальные возможности для развития воображения, которое являются основой творческой активности.
В личностной сфере идет формирование структуры мотивов и потребностей, самооценки, элементов волевой регуляции поведения, усваиваются нравственные его нормы.
В дошкольном возрасте закладываются и серьезные будущие проблемы. Если эмоциональные и интеллектуальные качества в раннем детстве не получают должного развития, то в дальнейшем преодолеть эти недостатки дело трудное, а иногда и невозможное.
С целью оказания помощи детям дошкольного возраста адаптироваться в детском коллективе и коррекции проблем интеллектуального развития, а также проблем общения и поведенческого характера, в дошкольных образовательных учреждениях города Ровеньки открыто 25 специальных групп, из которых: 17 логопедических, 4 группы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и 4 группы для детей с задержкой психического развития.
В этих группах осуществляется психолого-педагогическая помощь детям, консультативно-методическая поддержка родителей, социальная адаптация детей и формирование предпосылок учебной деятельности.
Таким образом, адаптация детей в детском коллективе и развитие возможностей ребенка, имеющего особенности или проблемы в развитии, в детском саду происходят средствами специального образования. Но всё это будет иметь лучший результат при активном участии в развитии ребенка его родителей.
Постоянная и целенаправленная помощь родителей своему ребенку в его развитии с использованием рекомендаций педагогов детского сада способствует более эффективному речевому, психическому и интеллектуальному развитию ребенка.