Сохранение и приумножение здоровья детей
В условиях реформирования образования и обновления его содержания очень важно, чтобы качественное образование сочеталось с хорошей физической подготовкой подрастающего поколения, с сохранением и укреплением духовного, социального, психологического и физического здоровья. Поэтому современная школа важна не только как система для получения знаний, но и для формирования образа жизни, воспитания ценностного отношения к своему здоровью, основы будущего благосостояния общества, формирования культуры здоровья как у обучающихся, так и у всех участников учебно-воспитательного процесса. Именно решению этих задач была посвящена экспериментальная деятельность ГОУ ЛНР «Ясеновская гимназия №2 им Д.В. Лазутина» по теме «Формирование культуры здоровья обучающихся во взаимодействии семьи и школы», которая сегодня подводит итог проделанной работы за 2017-2022гг и презентует свой опыт работы.
Сфера образования имеет огромный духовно-нравственный, мировоззренческий, интеллектуальный, созидательный потенциал в отношении сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Однако, как показывает опыт, здоровье напрямую зависит не только от наследственных и экологических факторов, но и от уровня объективных знаний о нем и его составляющих, о способах его сохранения и приумножения, от влияния примера родителей на детей и детей на родителей по укреплению здоровья семьи и сохранению рода, от мотивации самих обучающихся, педагогов и родителей на здоровый образ жизни. Всё это является фундаментальной основой здоровьесберегающей системы образования, цель которой – формирование культуры здоровья обучающихся, содействующей сохранению и укреплению здоровья в течение всей их будущей жизни и жизни их будущих детей.
Вот почему мы обратились к экспериментальной деятельности по теме: «Формирование культуры здоровья обучающихся во взаимодействии семьи и школы».
Целью эксперимента стало: создание и апробирование системы работы образовательной организации, нацеленной на сохранение здоровья обучающихся, посредством формирования у них культуры здоровья во взаимодействии школы и семьи.
За основу в работе взяли золотое правило: детей нужно учить быть здоровыми и душой, и телом; раскрывать им ценность здоровья как самого большего человеческого достояния.
Научный руководитель экспериментальной деятельности Батова Анна Ростиславовна, доцент кафедры физического воспитания и здоровья, кандидат медицинских наук Государственного учреждения Луганской Народной Республики «Луганский государственный медицинский университет имени Святителя Луки» отмечает важность такой работы и необходимость её проведения в каждом образовательном учреждении во имя сохранения и приумножения здоровья всех без исключения участников образовательного процесса.
Первостепенное внимание в нашей экспериментальной деятельности мы уделили физическому воспитанию, так как наряду с психическим, духовным и социальным развитием оно является определяющим для формирования здоровой личности. И начали эту работу с мониторинга здоровья и налаживанию тесной связи с медицинскими работниками и специалистами здравоохранения.
Постоянный мониторинг здоровья позволил нам разработать комплексный поход в реализации поставленных задач сохранения здоровья. Работу по укреплению и сохранению здоровья, мы начинаем с первого дня пребывания ребенка в школе и до его выпуска. Первичная диагностика валеологических знаний педработников и всех работников школы, связанных своей деятельностью с детьми, ведение паспортов здоровья преподавателей и учащихся позволило нам организовать работу координационного совета и валеологического всеобуча. Организация работы школы сознательного отцовства и формирует осознанную культуру здоровья всех участников учебно – воспитательного процесса. Через уроки, походы, экскурсии, праздники, развлечения, круглые столы, дифференцированные программы закаливания, физминутки, Дни здоровья и туризма и др. мы формируем здоровый образ жизни каждой семьи воспитанников, что немаловажно для формирования личности ребенка. К решению проблемы сохранения здоровья детей и формированию культуры здоровья подходим комплексно: работаем над формированием духовного, физического, психологического и социального здоровья. А для этого на протяжении всего дня и всего обучения учащихся в школе используем целительные мудры, сказкотерапию, фитотерапию, музыкотерапию, релаксации, тренинги, массажи, самомоссажи, взаимомассажи, имунную гимнастику, коррекционную гимнастику и многие другие инновационные технологии.
Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни, по нашему мнению, является правильно организованная двигательная предметно-развивающая среда. Особенностью предметно-развивающей среды в нашем образовательном учреждении является собственноручно изготовленное нетрадиционное оборудование, которое несет теплоту рук, фантазию, креативность. Именно оно воздействуют на эмоциональную сферу детей, развивает физические способности, корректирует и укрепляет здоровье. В своей практике мы используем ортопедические коврики «Дорожки здоровья», тренажеры «Волшебные стопы», «Дыхание моря», «Миражи», «Лестница ловкости», гантели из бросовых материалов «Сильные руки», различные массажёры. Для их изготовления использованы пуговицы, фасоль, разновидности круп, кедровые орехи, деревянные карандаши, морские камешки, пластиковые бутылки, пробки, игрушки-киндер и др.
Используя апробированную здоровьеразвивающую методику доктора педагогических наук, академика Российской академии творческой педагогики, Владимира Филипповича Базарного – обучение стоя (с помощью конторок), достигли следующих результатов, экспериментально им доказанных:
- увеличение в 2-3 раза жизнестойкости организма обучающихся;
- повышение роста плотности двигательной активности на академическом уроке до 80-85% (при традиционном режиме за партой – лишь 10-18%);
- снижение у детей и подростков, занимающихся за конторками, проявления нервно-психических срывов, агрессии и даже «междуусобных войн» (драк) – в 5–6 раз по сравнению с классами, работающими в традиционном режиме за партой;
- снижение в 2-4 раза заболеваемости и болезни косно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой системы, репродуктивной системы и т.д.
Все преобразования в нашем коллективе начинаем с себя. Ибо справедлива известная мудрость: «Хочешь изменить мир – изменись сам». Прием нормативов ГТО у всех педагогических сотрудников гимназии – доказательство нашего огромного желания сохранить и приумножить здоровье. Бег, прыжок в длину, качание пресса, тест на гибкость, проба Руфье, участие во всех спортивных соревнованиях – стали под силу всем без исключения педагогам, детям и родителям, а также ежегодное улучшение этих показателей.
Особую роль в развитии физических качеств и приобретении специальных валеологических знаний оказывает совместная проектная деятельность с родителями и учащимися. Проекты «Супер папа – супер сын», «Праздничное папури», «Игры патриотов», «Казацикие забавы», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Самое ценное сокровище – здоровье», «В кругу семьи» и другие закладывают первоосновы долголетия, здорового образа жизни, позитивного отношения к миру.
Информирование о своей работе через местную прессу и школьный сайт позволяет провести информационнно-просветительскую здоровьясберегающую работу не только с родителями, но и с жителями нашого региона.
Продуктом нашей экспериментальной работы стали авторские методики, технонологии и программы, раработки воспитательных мероприятий, уроков, мастер-классов, подготовлены видеоролики, презентации, баннеры. собственноручно изготовленные массажеры, фотоматериалы, методичекие рекомендации и пособия, выпуски школьных газет с рубрикой «Школа здоровья». Среди наиболее значимых – авторская здоровьясохраняющая технология «Росток», авторская программа воспитательной работы «Семь маленьких чудес», комплексно-целевая программа «Школа здоровья», методические рекомендации по теме эксперимента и методическое пособие «Формирование культуры здоровья детей младшего школьного возраста», размещенные на педагогическом ресурсе #ЯПЕДАГОГ. Ежегодное открытие классов казачьей направленности в нашем образовательном учреждении с 2019 года, расширение сети кружков и спортивных секций, позволяет в дальнейшем продолжить наш эксперимент здороьвясберегающей направленности с расширением темы «Формирование культуры здоровья обучающихся во взаимодействии семьи, школы и развития кадетского движения».
Сегодняшний результат – снижение роста хронических заболеваний и их проявлений у обучающихся, уменьшение количества пропусков занятий, стремление вести активный и здоровый способ жизни, сплочение детских коллективов разных возратных групп, единство семьи и школы, а также огромное желание жить, учиться и творить. И если вас заинтересовал наш опыт работы – всегда открыты к сотрудничеству. Работая в одной единой команде, в наших с вами силах воспитать подрастающее поколение здоровым, сильным, выносливым, готовым к любым испытаниям и трудностям.