Семинар-практикум на тему «Взаимодействие родителей и педагогов в интересах детей»

06 июля 2023 года в преддверии православного праздника «День семьи, любви и верности — он же День памяти святых Петра и Февронии Муромских», в рамках выполнения Плана совместных мероприятий по предупреждению социального сиротства детей и ранней профилактики детской безнадзорности, беспризорности и правонарушений в ГДОУ ЛНР «Новодарьевский ясли-сад «Огонёк» на 2022-2023 учебный год состоялся семинар-практикум педагогических работников дошкольного образовательного учреждения на тему «Взаимодействие родителей и педагогов в интересах детей», в котором приняла участие начальник отдела по делам семьи и детей Администрации города Ровеньки Луганской Народной Республики Ирина Викторовна Попова

Цель семинара-практикума – формирование коммуникативной компетентности педагогов при взаимодействии с родителями.

В ходе обсуждения вопроса по взаимодействию педагогов и родителей исполняющий обязанности заведующего Сенчий Анастасия Алексеевна обратилась к присутствующим с информацией о том, что семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам.

Субъективные причины действуют, как правило, и со стороны педагогов, и со стороны родителей. К ним можно отнести неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от ДОУ. Первые возникают, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, начинают жить в неком мифе, что «детский сад всему научит», и теперь их основная задача – обеспечение материального существования своего чада. Негативные отношения могут произрастать из уже полученного ранее негативного опыта взаимодействия с ДОУ родителей или их знакомых. Другая причина конфликтов связана с тем, что педагог порой становится для родителей символом власти, контролером, который оценивает их действия, поучает их. И когда педагог говорит о ребенке, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно полагает, что оценивают его самого, его состоятельность, как человека и родителя. Причем, у педагогов возникает похожая ситуация, когда они воспринимают родителей, как неких инспекторов, которые ежедневно ходят и проверяют их работу.

Все родители или законные представители детей разные, и к каждому нужно найти индивидуальный подход. Некоторые воспитатели пугаются общаться с родителями, поскольку не уверены в том, как правильно с ними разговаривать, чтобы не сказать лишнего и подать информацию о ребенке в верном ключе.

Во время проведения семинара-практикума педагоги презентовали различные теоретические и практические материалы, благодаря которым тема семинара-практикума была раскрыта полноценно: Рашидова О.Н. подготовила доклад на тему «Взаимодействие родителей и педагогов в интересах детей», в котором отобразила теоретическую часть данного вопроса; Костюкова Т.Н. провела с присутствующими деловую игру, которая позволила посмотреть на особенность изучения данного вопроса с практической точки зрения;   Сидорчук Е.В. предложила участникам семинара-практикума принять участие в ситуативно практическом занятии, которое позволило педагогам подчеркнуть для себя нюансы общения с родителями по формированию благоприятного взаимодействия между всеми участниками диалога; Клименко И.В. в конце семинара-практикума организовала психологический тренинг, в результате которого воспитатели ДОУ закрепили полученный материал, прослушанный в процессе семинара-практикума, а также смогли сформулировать для себя практические наработки, которые будут использоваться ими на практике.

Во время проведения мероприятия Ирина Викторовна Попова поздравила педагогов с наступающим праздником и акцентировала их внимание на то, что сотрудничество воспитателя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с дошкольниками, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач воспитателя.

Огромную роль в организации сотрудничества ДОУ и семьи играет воспитатель. Именно от его работы зависит то, насколько семья понимает действия, проводимые ДОУ по отношению к обучению детей, и участвуют в их реализации. Одна из важнейших задач воспитателя – способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребенка. Успешное решение данной задачи возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества воспитателей, родителей и детей. Известно, что дети, родители, воспитатели – члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых во многом зависит от характера их взаимодействия.

На встрече с воспитателями дошкольного учреждения Ирина Викторовна оказала педагогам методическую и консультативную помощь в решении проблемных вопросов по взаимодействию между родителями или законными  представителями детей и детским садом в лице воспитателей. Также она заострила внимание педагогического коллектива на необходимость тесного взаимодействия между двумя главными общественными институтами – семьей и детским садом.