Русские лапти

В фондах ГУ ЛНР “Музей истории города Ровеньки” имеются четыре вида лаптей, это низкая обувь, распространённая на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-хсплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые, ивовые и другие), бересты или пеньки. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге оборами (шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти).

Лапти отличались крайне низкой себестоимостью, ввиду обилия материала; простотой изготовления (мужчин с детства учили плести лапти и в дальнейшем сноровка позволяла изготавливать такую обувь буквально «между делом») и недолговечностью.

Лапти носились с портянками (онучами). От лаптя вверх и вокруг голени, на манер древнегреческой сандалии, шёл лыковый шнурок, который внизу крепился за говенник лаптя и удерживал портянку от разматывания. Тем не менее при длительной ходьбе периодически приходилось переобуваться и перематывать сбившиеся портянки.

Плетение лаптей было на Руси зимним занятием крестьян, когда не было полевых работ. Заготовкой лыка занимались в определённое летнее время года, когда лыко обладало необходимыми прочностными характеристиками.

Новые, только что сплетённые лапти были сделаны по одной колодке и в паре не отличались левый от правого.

Мужчине пары лаптей хватало на неделю, не более. Отсюда поговорка: «В дорогу идти — пятеры лапти сплести!».

Академик Петербургской академии наук И. Лепёхин в конце XVIII века писал, что для изготовления одной пары лаптей требовалось два толстых или три-четыре мелких лутошка (липовых ствола), при этом зимой мужчина изнашивал пару лаптей за 10 дней, а летом, бывало, и за 4 дня. В год крестьянин изнашивал от 50 до 60 пар лаптей. По расчётам историка Л. Милова, на семью в 4 человека иногда требовалось до 150 пар лаптей (на сумму около 1,5—2,5 руб.). Крестьяне шли на такие трудозатраты, так как необходимая денежная сумма на покупку кожаной обуви была слишком велика. Чтобы купить себе сапоги, крестьянин должен был продать четверть собранного хлеба, а для жены и детей — ещё две четверти.

Поскольку кожаная обувь всегда стоила дорого, беднота ходила в лаптях, вследствие чего лапти стали символизировать нищету, низкое происхождение, а в советское время также бескультурье и отсталость.

В самовосприятии русских лапти — один из важнейших символов традиционного национального быта.

Отсюда ряд устойчивых выражений в русском языке:

  • «лапоть» как троп обозначает простака, необразованного человека;
  • производное прилагательное «лапотный» в том же значении;
  • «(Чай,) не ла́птем щи хлеба́ем» означает «мы учёны, не надо нам пояснять да указывать»;
  • шутливое выражение «плюс-минус лапоть» в науке означает «плюс-минус максимальная погрешность, при которой измерение ещё имеет смысл».
  • выражение «на три лаптя влево от солнца» — синоним известной поговорки «в белый свет, как в копеечку» (то есть, неизвестно куда, наугад).
  • «лапотниками» или «лаптёжниками» в период Великой Отечественной войныназывали немецкие военные самолёты «Юнкерс-87» из-за характерной формы обтекателей неубираемого шасси.

В рассказе «Лапти» из цикла «Шкидских рассказов» Л. Пантелеева и Г. Белых описывается, как в 1921 году, за неимением сапог, воспитанников «Школы имени Достоевского» обули в лапти.

В советском художественном фильме «Джентльмены удачи» персонаж Фёдор Петрович Ермаков, кличка «Косой» (артист Савелий Крамаров), выходя из такси, презрительно бросает водителю (артист Олег Видов): «Карту купи, лапоть!»

Лапоть является одним из центральных персонажей сказки Пузырь, Соломинка и Лапоть

В стоптанном лапте на новое место жительства перевозили домового.

Фото:

1-4 – Лапти – экспонаты из ГУ ЛНР  “Музея истории города Ровеньки”.