Роль священства в развитии грамотности населения слободы Ровенецкой
Церковноприходские школы в Области Войска Донского начали возникать по инициативе духовенства, которую активно поддерживала Донская епархия. Православные священники, как наиболее образованные люди в своём приходе, стояли у истоков народного просвещения. Российская империя и в XIX веке продолжала оставаться аграрным государством, где самой многочисленной частью населения были крестьяне, причём, до 1861 года – крепостные. Землепашество в то время не требовало от крестьян научных знаний, а умение читать и писать считалось не только ненужным, но и вредным, отвлекающим от работы, к которой с измальства привлекались и дети. Условием выживания был тяжёлый труд, а не образованность. Свои духовные потребности крестьяне удовлетворяли в церкви, где общались со священником, получали ответы на волнующие их вопросы. Вполне естественно, что те были для них непререкаемым авторитетом.
Священник Никольской церкви слободы Ровенецкой Василий Петрович Кошелев с 1851 года «занимался безвозмездным обучением прихожанских детей». Он прошел обучение в Воронежской Духовной семинарии и получил аттестат первого разряда. 15 февраля 1848 года Кошелев становится священником в Ровенецкой слободе и уже через два года начинает бесплатно обучать крестьянских детей грамоте, будучи двадцатишестилетним молодым человеком. В рапорте в Донскую Духовную Консисторию от 11 июля 1852 года благочинный священник Иоанн Китайский сообщает, что «в слободе Орлово – Ровенецкой открыто полезное училище для прихожанских детей, должность учителя занимает тамашний священник Василий Кошелев». Рапорт благочинного был принят к сведению, «училище» внесено в общий реестр, а Кошелев официально утверждён в нём наставником, кем он по сути уже являлся по собственной инициативе. Священник обучал грамоте детей в «наёмном доме» и, по всей видимости, успешно. Он имел за свою деятельность поощрения от Донской Духовной Консистории. Занимался также сбором пожертвований в пользу бедных. Приходская школа, которую он обосновал, просуществовала в слободе не одно десятилетие. О ней мы находим упоминание за 1873 год: «С 1851 года при сей церкви существует церковно-приходская школа, открытая попечением бывшего при сей церкви священника Василия Кошелева, в ней Закон Божий читает местный священник Дмитрий Никольский, а другие предметы: чтение, чистописание и арифметику преподаёт наёмный учитель, Коллежский Регистратор Марк Левизов. Школа эта помещена в съёмном доме и во прошедшем году выбыло из ней 30 учеников, и в настоящем находится 26 учеников, в том числе 17 девочек».
Аналогичные школы существовали и при других церквях, входивших в Ровенецкое благочиние. Церковно-приходские школы в то время являлись единственным учебным заведением, где крестьянские дети могли получить начальное образование, причём, не только церковное. Но и научиться чтению и письму, элементарной арифметике, расширить свои представления об окружающем мире. И пусть преподаватели сами не обладали фундаментальными знаниями, но они стремились дать своим ученикам азы образования и привить основы христианской морали. Единых правил и требований к учебно- воспитательному процессу тогда не существовало. Преподавание зависело от личности самого учителя, глубины его знаний и человеческого обаяния.
С 1861 года на территории Войска Донского начали регулярно проводиться съезды учителей, но они касались лишь преподавателей светских учебных заведений. Церковно – приходские школы продолжали жить своей замкнутой жизнью, подчиняясь Духовным Консисториям, а не Министерству народного просвещения, постоянно вводившему всевозможные новшества в учебно-воспитательный процесс.
14 ноября 1893 г. в слободе Ровенецкой открывается новое каменное здание церковно-приходской школы. Если раньше школа располагалась в наёмной квартире, за которую ежегодно приходилось платить более пятидесяти рублей, то теперь у неё появилось собственное помещение. Это явилось большим событием для жителей слободы. Из архива, газета «Таганрогский вестник» в рубрике «Из округа» мы узнали об этом торжественном событии и можем окунуться в атмосферу тех прошлых лет: «… По окончании литургии принятые в школу ученики и ученицы, а также их родители с крестным ходом отправились в помещение школы, где священником П. Туторским был отслужен молебен перед началом учения отроков при пении местного хора певчих с провозглашением обычного многолетия. На молебне присутствовали и представители местного общества.» Из этой же газеты мы узнаём и о внутреннем состоянии помещения: «…стены школы украшены портретами Их Императорских Величеств: Государя Императора и Государыни Императрицы и Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича и стенными таблицами молитв, ставлеными в рамы. Иконы для школ взяты на время из местной церкви, причём обращено внимание на правильность живописи. Обстановка школы, видимо, произвела приятное впечатление на присутствующих. Учащихся предложено обучать и обучают уже – мальчиков – переплётному делу, а девочек – рукоделию: шитью, кройке, вышиванию, вязанию и кулинарному искусству.»
Попечителем школы дал согласие местный купец М. Лапин. За обучение в школе с учащихся бралась небольшая плата, всего два рубля в год. Здесь обучались 22 девочки и 18 мальчиков, некоторые из девочек перешли в церковно-приходскую школу из двухклассного министерского училища с целью научиться рукоделию и кулинарному искусству, а некоторым приходилось отказывать в приёме, за невозможностью поместить более 40 человек в школе.
Несмотря на имевшиеся в слободе учебные заведения грамотных людей, особенно в крестьянской среде, было не так уж много. По первой всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 года: «В слободе Ровеньки (она же Орлово-Ровенецкая) Ровенецкой волости насчитывалось 2985 мужского пола и 2955 женского пола». По результатам переписи грамотных людей в Ровеньках оказалось 653 мужчины и 221 женщина.
Духовенство играло большую роль в расширении грамотности, создании школ, распространении книг. Руководящие круги государства поддерживали церковь, так как она своим авторитетом как бы освящала и поддерживала систему государственной власти, внутриполитические отношения, сглаживала социальные проблемы.