Роль школьной библиотеки в духовно-нравственном воспитании детей и подростков

«Пока жива библиотека – жив народ,

умрет она – умрет наше прошлое и будущее»

Д.С. Лихачев

Дети – будущее, это всем известно. От того, как эти дети будут воспитаны, сколько усилий в них будет вложено, зависит и качество жизни через несколько лет. Разве есть люди, безразличные к своему будущему, будущему своего города, страны, планеты? В интересах каждого воспитать достойного Человека, вырастить настоящего гражданина, наделить его важными ценностями. Так думали наши предки, так думаем и мы.

Но нынешние дети растут в совершенно другом мире – в мире в сотни раз более насыщенном информацией. Современный мир с избытком предоставляет детям массу информации, которую остается только поглощать, не прилагая к этому особых усилий. Ведь, согласитесь, чтобы узнать что-то новое, легче открыть страницу в Интернете, чем зайти в библиотеку и перечитать несколько справочников. Усложняется все еще тем, что информация порой бывает настолько противоречива, что с ней часто не в состоянии справиться и взрослые научные умы. А дети тем более не могут сами понять, «что такое хорошо, а что такое плохо».

Поэтому сегодня «сокровищница книг», как называл библиотеки Белинский В.Г., может и должна стать центральным местом воспитания, прежде всего нравственной, творческой личности, болеющей душой за судьбу своей страны. Воспитать такого человека без книги невозможно. Литературно – художественные произведения всегда оказывали эмоциональное воздействие на формирование души и характера человека.

Одно из направлений работы школьных библиотек – духовно-нравственное воспитание и через него воспитание патриотизма, гражданственности, активной жизненной позиции, духовности.

Содержание работы по духовно-нравственному воспитанию библиотекари определяют как развитие бережного отношения к окружающим и любви к ближнему, доброты, терпимости, гуманности, культуры поведения, чувства долга, чести и достоинства, уважения к старшим, сострадания, милосердия. Жизнедеятельность школьной библиотеки – это не просто уроки и воспитательные часы, она имеет скорее духовное измерение. В библиотеке образование не может и не должно замыкаться в тесных пределах учебного предмета. Здесь оно сочетается с очень разными воспитательными возможностями. Только знания, возникающие из чувств и переживаний, по-настоящему развивают умение видеть и понимать. Сегодня библиотеки проводят разнообразные по форме мероприятия: выставки книг различной тематики, беседы, громкие чтения, конкурсы, литературные игры, обзоры, викторины. Все они сопровождаются чтением книг. Чтение открывает стороны мира, закрытые для любого другого жизненного опыта. Читая вместе и обсуждая прочитанное, мы учимся сотрудничеству, общему делу.

В этом учебном году в школьных библиотеках нашего города воспитание гражданственности и патриотизма происходило на турнире эрудитов «Ты выстоял, мой край родной», во время викторины «Правовой футбол», устного журнала «История празднования Дня народного единства». С удовольствием дети приняли участие в челлендже «12 апреля – День космонавтики», виртуальной экскурсии «900 дней Мужества и Славы»

А литературное лото «СМС» от литературного героя», круглый стол «Культура общения», урок-рассуждение «Путешествие в мир доброты», онлайн-путешествие «Элегантность, красота, обаяние» были ориентированы на формирование представления школьников о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

На воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду, к жизни были нацелены интеллектуальный турнир «В мире науки и техники», День информации «Твой правильный жизненный выбор», обзоры книг «Вернисаж интересных профессий» и «Моя профессия – мое будущее», час профориентации «Профессия – дело всей жизни».

Принимая участие в «Часе полезных советов», в познавательной беседе «Скажи никотину нет! Наркотикам – никогда!», форкшопе «В поисках страны Здоровья», информационном обзоре литературы «Наш мир без вредных привычек», знакомясь с книгами с информационной полочки «100 советов о здоровье» дети получали представления о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека, первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, знания о возможном негативном влиянии вредных привычек на здоровье человека.

Экологические викторины «Вода – источник жизни», «Мы в ответе за тех, кого приручили», выставка-кроссворд «Любить, ценить и охранять», викторина «По лесным тропинкам с Виталием Бианки», тематический час «Красна книга ЛНР», виртуальная презентация «Птицы нашего края» помогают воспитать чувство ценностного отношения к природе, окружающей среде.

«Поэтический вернисаж по творчеству А.А. Блока», час поэзии «Нежные слова о маме», виртуальная выставка-экскурсия «Путешествие по Третьяковской галерее», музыкальные перемены в библиотеке «Под звуки музыки прошедшее встает», участие в сетевом марафоне-конкурсе «Она дарила радость детям» о творчестве А. Барто, онлайн-конкурсе фотографий «Это – моя Мама!» помогали формированию представлений об эстетических идеалах и ценностях, что влияет на первоначальные умения детей видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

Роль библиотеки в духовно нравственном воспитании молодежи огромна. Ведь как важно достучаться до ребенка, подростка, найти ключ к его сердцу, поднять его до определенного нравственного уровня. Библиотекарь лечит душу своим словом, советом, поддержкой и лаской. И не случайно выдающийся английский ученый-этнограф Джон Леббок говорил: «Каждый из нас может обрести в библиотеке спокойствие духа, утешение в печали, нравственное обновление и счастье».