Роль семьи в воспитании ребенка
Какова роль семьи в формировании личности ребенка? На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Для каждого человека, и ребенка в частности, она имеет свое значение. Но, прежде чем, дать ответ на поставленный вопрос попробуем рассмотреть понятие «Семья» с разных сторон.
Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
В теории семейного права семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления.
Для ребёнка семья – это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Не будет ошибочным сказать, что «Семья» – это первый коллектив в жизни ребенка. Недаром говорят: «Ребенок учится тому, что видит у себя в доме». В период своего становления ребёнок встречает и грубость, и жестокость, но не каждый человек, став взрослым, становится грубым и жестоким. Ребенок их усваивает, им подражает, лишь тогда, когда в семье отсутствует взаимопонимание, поддержка. Когда терпят провал попытки утвердить себя с положительной стороны и найти сочувствие, отклик у самых близких людей семья превращается для многих подростков в фактор, травмирующий и деформирующий их юные души.
Вместе с тем, ребёнку семья не может заменить всего. Ему нужны друзья, коллектив сверстников, общение с окружающим миром. И для этого мира, для жизни среди людей воспитывает ребёнка именно семья.
К наиболее существенным дефектам межличностных отношений, с которыми ребенок сталкивается в семье и за которыми следует нравственная деформация личности ребенка можно отнести следующие:
Асоциальное поведение родителей.
Для ребенка самый действенный образец это его родители. Нередко несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическим пьянством, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений.
Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей.
В морально неблагополучной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей – потребность во внимании и любви со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако, если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.
Гиперопека.
В семьях, где все определяется правилами и инструкциями, также не остается места для нравственности, так как нравственность предполагает, прежде всего, свободу выбора. Родители так боятся, чтобы их дети не наделали ошибок, что, по сути дела, «не дают» им жить. В какие бы красочные одежды ни рядилась гиперопека – заботливости, желания добра и блага во спасение, – она все равно остается самой распространенной ошибкой воспитания. Следствие – инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Примером этому могут служить случаи, когда послушные дети заботливых родителей оказываются вовлеченными в противоправные действия.
Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка.
В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера. Нередко «слепая» родительская защита детей порождает у них уверенность в полнейшей своей безнаказанности.
Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей.
Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.
Бездуховность жизни семьи.
Стремление к обладанию различными труднодоступными потребительскими благами, жажда престижных, а порой и запретных удовольствий – вот главнейшая внутренняя побудительная сила, которая движет сегодня действиями и поведением молодых. Факты свидетельствуют, что многие семьи как раз своим образом жизни, своей системой ценностей и порождают в детях развитие мотивации вседозволенности. В силу разных причин у детей из вполне благополучных семей появляются ростки нездорового соперничества, зависти и т. п.
Кроме этого следует учесть, что во многих семьях отцы, а порой и матери работают не по месту жительства. Стремясь удовлетворить материальные потребности детей, родители забывают про удовлетворение их духовных потребностей. Из-за недополученного внимания и ласки между ними теряется эмоциональная связь. И, будучи, еще морально незрелыми, дети в большинстве случаев «обращают» на себя внимание путем противоправных поступков.
Таким образом, в процессе формирования личности семья играет главную роль. И каким будет ребенок, во многом зависит от взаимоотношений в семье. Помните, что всегда есть выход из любой ситуации. Очень важно всегда понимать, что только любовь, внимание, понимание могут стать надежной опорой в формировании личности ребенка.