«Пятый антимонопольный пакет» поможет ФАС пресекать нарушения на рынке агрегаторов и маркетплейсов

1 сентября 2023 года вступили в силу поправки в Закон о защите конкуренции, направленные на пресечение нарушений на цифровых рынках

«Пятый антимонопольный пакет» обращает прямое внимание на действия маркетплейсов и агрегаторов, занимающих доминирующее положение на рынке, и фиксирует их обязанность соблюдать антимонопольное законодательство.

Нововведения дадут возможность ФАС быстрее защищать права потребителей. Подход «пятого антимонопольного пакета» ускоряет работу службы по расследованию антимонопольных дел и меняет систему анализа рынка. Так, закон теперь отражает специфику анализа рынка в отношении агрегаторов и маркетплейсов с учетом характера их деятельности, степени влияния и воздействия на рынок. В том числе, документ вводит понятие «сетевые эффекты». Под ним понимается свойство товарного рынка, при котором потребительская ценность цифровой платформы изменяется в зависимости от изменения количества продавцов и покупателей, совершающих через нее сделки.

Запрет распространяется на злоупотребление доминирующим положением маркетплейсами и агрегаторами в случае, если они оказывают существенное влияние на смежные рынки, а также если их выручка за последний календарный год превышает 2 млрд рублей.

На сегодняшний день к таким компаниям относятся Avito, Циан, Яндекс.Такси, а также Google и Apple в качестве владельцев магазинов приложений. В дальнейшем к ним могут быть отнесены и другие компании.

Антимонопольные требования будут применяться только к доминирующим цифровым платформам в случаях, когда будет выявлено их недобросовестное поведение: необоснованный отказ в доступе к цифровой платформе; навязывание невыгодных условий для потребителей; создание дискриминационных условий для предпринимателей, реализующих товар на маркетплейсе.