Профилактика нарушений осанки у школьников

Проблема нарушений опорно-двигательного аппарата школьников выходит в последние годы на ведущие позиции.Уменьшение двигательной активности,нерациональное питание,дефицит массы тела при увеличивающихся умственных нагрузках привели к проблеме роста числа детей с нарушением функции опорно-двигательного аппарата. Около 4-7 % детей приходит в школу с нарушениями осанки,а за годы учёбы этот показатель утраивается. Правильная осанка начинает формироваться с первых дней жизни ребёнка. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда очень быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. Существенное влияние на формирование осанки школьников оказывает ношение тяжелых ранцев и особенно портфелей. Ежедневное ношение портфеля способствует развитию неправильной осанки.

Важным аспектом является выбор ранца или ученического портфеля, соответствующего требованиям. Портфели, школьные ранцы и другие аналогичные изделия должны быть безопасны для здоровья детей и отвечать требованиям по органолептическим, санитарно-химическим, физико-гигиеническим и токсиколого-гигиеническим показателям.

При приобретении школьного портфеля или же ранца необходимо обращать внимание на следующее:

  • имеется ли этикетка (бирка) о производителе, имеется ли сопроводительная документация на данный товар, сертификат соответствия по требованиям безопасности, (маркировка должна содержать информацию о соответствии определенному возрасте пользователя);
  • спинка ранца должна быть твердая ортопедическая (особенно важно для детей начальных классов) с целью поддержания правильной осанки. Спинка должна иметь подкладку из сетчатой ткани, что бы обеспечить вентиляцию;
  • вес портфелей, школьных ранцев и аналогичных изделий должен быть для обучающихся начальных классов не более 700 грамм и для обучающихся средних и старших классов – не более 1кг (1000гр.);
  • безопасный для здоровья детей и подростков вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать:

o для учащихся 1-2-х классов – более 1,5 кг,

o 3-4-х классов – более 2,0 кг,

o 5-6-х классов – более 2,5 кг,

o 7-8-х классов – более 3,5 кг.

o 9-11-х классов – более 4,0 кг.

Так же в качестве ориентировочного теста для проверки соответствия веса ранца с учебниками и тетрадями нормативным требованиям, используется вычисление отношения веса ранца к весу ребенку. Оптимальное соотношение составляет 1:10. Такой подход учитывает и индивидуальные возможности ребенка;

  • материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки. Соприкасающиеся с кожными покровами учащихся конструктивные элементы ранцев, рюкзаков, портфелей не должны оказывать местного кожно-раздражающего действия. Материал, из которого изготовлены плечевые ремни, должен быть эластичным. Благодаря эластичности они плотнее прижимают ранец, тем самым не дают болтаться по всей спине;
  • портфели и ранцы ученические должны иметь детали и (или) фурнитуру со светоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане и изготовляться из материалов контрастных цветов;
  • использование ранцев ученических для переноски учебников, тетрадей, пеналов, письменных принадлежностей более целесообразно, чем портфелей. Переноска книг и ученических принадлежностей в ранце на спине способствует более равномерному распределению нагрузки и формированию правильной осанки .Практические наблюдения специалистов санэпидслужбы показывают,что ежедневный вес ранцев у школьников 1-4-х классов превышает предельно допустимый.Дети берут в школу много лишнего,например,все учебники по изучаемым предметам,массивные завтраки в т.ч.фрукты, питевую воду; сменную обувь и т.д .Решение вопроса:хранение учебников в закреплённых учебных кабинетах, котроль родителей за рациональным весом завтраков. Педагогам в целях профилактики нарушения осанки рекомендуется периодически пересаживать детей за разные парты и ряды с учётом состояния зрения детей.Для этого гигиенистами не зря была внедрена «Схема рассаживания учащихся». Уважаемые родители и педагоги! Берегите здоровье детей!