Поздние кочевники и наш край

  • 1

История нашего края немыслима без истории тюркоязычных народов.

В начале прошлого тысячелетия они волнами вторглись в Европу из южносибирской Азии.

В середине ХI века в наши степи из Северного Казахстана пришли половцы. Подобно саранче, всадники, буквально вросшие в своих невысоких лохматых лошадок, рассыпались по степи. Половцы, кипчаки, куманы – так их называли разные народы. Они надолго освоили Северное Причерноморье и Приазовье, покорив племена печенегов и тюрков.

Половцы контролировали самые богатые в природном отношении земли.  Долина среднего и нижнего течения Северского Донца стала одним из их центров. Здесь половцы устраивали свои зимовники-вежи, куда после длительного кочевания сгоняли на зимовку скот. Отсюда они совершали свои дерзкие походы на Русь, Византию, предгорья Кавказа.

Отчётливыми достоверными следами половецких кочевий на нашей территории стали курганы и «каменные бабы». Они пока единственные памятники монументального искусства, давно исчезнувших кочевых народов нашего края.

Каменные изваяния в разные времена называли по-разному: «болваны», «человек-камень», «девка-каменна» и др. По мнению учёных, в скульптурах половцев было заложено два смысла: первый – статуя входила в систему святилища, место поклонения, жертвоприношения предкам; второй – символы являлись покровителями реальных воинов из числа аристократии или вообще воинов, что особенно проявилось в период зарождения у них государства. Поэтому на половецких святилищах, наряду с каменными изваяниями олицетворяющих их предков, находились скульптуры реальных людей из числа половецкой аристократии, их жён, а также воинов, проявивших себя в боях.

В музее истории города Ровеньки находится два каменных изваяния и один фрагмент нижней части статуи. Несмотря на определённую близость скульптурных типов, каждая статуя соответствует определённой исторической ситуации, хронологическому этапу их изготовления и бытования. Первая скульптура стеловидная, плоская, без выраженных признаков пола. Лицо портретное, тюрское. Низким барельефом и прочерченностью показаны брови дуг, впадины глаз, нос, рот, подбородок заострен. Относится к периоду IХ – началу ХII века.

Вторая скульптура относится к более позднему времени – конец ХII-ХIII в.в. Мужская, сидящая. Лицо овальное, черты лица не сохранились.  На правом предплечье заметно рельефное изображение ремня. Руки согнуты в локтях. В руках сосуд. Ноги объемные, без стоп.

Несмотря на то, что половцы были могущественными племенами, их могущество оказалось не вечным. В XIII веке они были вытеснены многочисленными племенами монголо-татар. В мае 1223 года в битве на реке Калке объединенное русско-половецкое войско потерпело сокрушительное поражение от монголов. Часть половцев откочевало в Венгрию и Болгарию, часть укрылась на Руси. Но большая их часть после гибели вождей осталась в родных степях и была превращена золотоордынскими ханами в рабов. Красивые и сильные половцы охотно покупались как мусульманами, так и «цивилизованными» христианами.

Трагической оказалась судьба и половецких изваяний. Уничтожая половецкое войско, аристократическую власть, монголо-татары уничтожали и культы, покровительствующие идее бессмертия покоряемого народа. К тому же, в отличие от половцев, монголо-татары были мусульманами. По их законам запрещалось какое –либо изображение человека. Большая часть половецких скульптур была разбита, либо использовалась в погребениях в качестве плит-перекрытий или просто закапывалась в землю.

В XV-XVI веках статуи снимают с их первоначального местонахождения, развозят по степи, используя в качестве указателей дорог, переправ, бродов.

Самым трагическим для скульптур оказалось время с XVII века по XIX век. Статуи стали использовать для сооружения построек. В это же время появилась мода на коллекционирование древних вещей. Большое количество половецких скульптур попало в барские усадьбы помещиков.

Так закончилась история половцев, присоединившихся к большой семье канувших в небытие народов. Но, тем не менее, и через многие века, оставивших свой след в истории нашего края.