О соблюдении законодательства Луганской Народной Республики дошкольными учебными учреждениями в сфере охраны детства, защиты прав и законных интересов детей – Ровеньки

“… Только в соответствии с тем, как общество защищает своих детей и ухаживает за ними, измеряется его гуманность и складывается его будущее”. (Джеймс Грант).

14.05.2018 начальник отдела по делам семьи и детей Администрации города Ровеньки Попова Ирина Викторовна приняла участие в заседании Клуба заведующих дошкольных учебных учреждений города Ровеньки, которое состоялось в актовом зале управления образования Администрации города Ровеньки. Попова И.В. рассказала присутствующим о соблюдении законодательства Луганской Народной Республики дошкольными учебными учреждениями в сфере охраны  детства, защиты прав и законных интересов детей.

В дошкольных учебных учреждениях выполняется социальный заказ на воспитание подрастающего поколения, которое в будущем определит экономическое, социальное, культурное, духовное развитие нашего государства. По этой причине права детей, их дошкольное образование объединяются для осуществления правовых, социальных и экономических условий реализации прав и законных интересов ребенка.

В современных условиях ДУУ приходится зачастую вступать в противоборство с окружающей средой, защищая интересы ребенка. И так часто, к сожалению, представителями этой агрессивной среды становятся самые близкие люди – родители.

Конвенция о правах ребенка четко определила, что каждый ребенок имеет право на жизнь, имя, гражданство, право жить и воспитываться в семье (родной или приемной), знать своих родителей. Родители обязаны создать условия для полноценного физического, умственного и духовного развития своих детей.

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту.

К счастью, человечество не осталось равнодушным к проблемам детей, и в 1989 гоу Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка.

Семья – это основа любого государства, а дети ее будущее. И поэтому как мы относимся к этой самой незащищенной части населения, можно судить о нравственном здоровье общества.

В последние годы в силу объективных и субъективных причин в семье произошли существенные изменения. Сегодня семья, к сожалению, перестает быть защитником, нравственным ориентиром, в ней утрачивается отношение к детям. Материнская любовь, самое могучее и бескорыстное из всех чувств, доступных человеческому сердцу, покидает души некоторых женщин. Значительно выросло количество брошенных детей, увеличилось количество родителей, которые забыли о своей великой миссии, возложенной на них природой: не только дать жизнь новому человеку, но и воспитать из него достойного гражданина своей страны!

Рассматривая систему образования и систему прав ребенка, есть основания говорить о взаимном влиянии и развитии этих двух систем. Система дошкольного образования, дошкольное учебное учреждение – это то место, где ребенок проводит основную часть своего времени и именно здесь он может быть ущемлен в своих правах в наибольшей степени. Однако именно в рамках системы дошкольного образования и может быть создан механизм, объединяющий усилия раз личных государственных структур, занимающихся проблемами защиты прав детей.

У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.

Проблема эта условно рассматривается в двух направлениях: социально-правовом и психолого-педагогическом.

Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений.

Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении.

“Дети мира невинны, уязвимы и зависимы”, – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:

1924 год – в рамках лиги Наций принята Женевская декларация прав ребенка.

1948 год – Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав человека, которая провозгласила, что дети имеют особое право на защиту и помощь.

1959 год – Декларация прав ребенка.

1989 год – Конвенция о правах ребенка.

1990 год – Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

В 1990 году был ратифицирован важнейший международный документ – Конвенция о правах ребенка, в которой впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому представлен весь спектр прав человека.

Конвенция о правах ребенка – правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.

Реализация прав ребенка включает:

  • защиту его от всех форм жестокого обращения,
  • права на охрану здоровья,
  • защиту его права на образование,
  • права на игру,
  • права на сохранение своей индивидуальности.

В чем причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка и, следовательно, не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь.

Проблема защиты прав ребенка имеет многоаспектный характер, однако ясно одно: ее невозможно решить только на уровне детского сада, очень важно наладить общую систему работы, вовлекая в нее детей, родителей, педагогов, психолога.

Продолжает увеличиваться число детей, осиротевших в раннем возрасте.

Основной причиной социального сиротства является алкоголизм родителей, а отсюда жестокое отношение к детям в семье, пренебрежение их потребностями и интересами. На сегодняшний день в городе Ровеньки проживают 154 ребенка, оставшихся без попечения родителей, из них: 41 ребенок-сирота и 113 детей, лишенных родительской опеки, т.е. сироты при живых родителях. Отказ матери от своего ребенка … несколько лет назад такие факты были единичными, хотя подобные действия родителей известны с незапамятных времен. Нельзя сказать, что среди тех, кто отказался от новорожденных, только юные матери, но чаще всего они. Причина одна – бытовая неустойчивость, такое заявляют матери-кукушки. А, на мой взгляд, это просто женское бездушие и черствость. За 4 месяца 2018 года в г.Ровеньки зафиксировано 3 случая отказа от детей матерьми в роддоме, для сравнения: в 2017 году – 2 случая, в 2016 году – ни одного, в 2015 – 1, в 2014 – 1.

За 10 лет своей жизни ребенок, находящийся в неблагополучной семье, успевает приобрести довольно солидный опыт асоциального поведения, что калечит его душу, психологически ломает его.

Благодаря своевременному выявлению неблагополучных семей, постановки их на учет и профилактической работе с этими семьями со стороны образовательных учреждений, отдела по делам семьи и детей, Центра социальных служб для семьи, детей и молодежи дети своевременно изолируются от пагубного влияния таких родителей.

Нет на земле большего горя, чем сиротство. И тем оно страшней, что ребенок беззащитен перед ним. Горе всегда с ним. Оно может быть облегчено, но никто на свете не заменит мать и отца. Никто на свете не объяснит ребенку, без вины виноватому, за что же он так жестоко наказан, почему ему некому сказать самое проникновенное слово: “Мама!”.

Что происходит с нашими семьями, с нами, взрослыми? Очень много вопросов, на которые пока нет ответов.

Сегодня мир вступил в XXI век. Однако проблема защиты прав и интересов детей приобретает еще большую остроту и актуальность.

(по материалам сайта «Открытый урок»открытыйурок.рф/статьи/416522/)