О почте в Ровенецкой слободе
На территории Области Войска Донского почтовая связь существовала задолго до появления Ровенецкой слободы.
Уже в 30-е годы XVIII столетия наметился основной маршрут следования почтовых карет. Он шел от Москвы через Воронеж к крепости Святой Анны, расположенный в пяти верстах от Черкасска.
Почтовыми каретами пользовались курьеры, перевозящие корреспонденцию, военные путешественники. Согласно тарифу, за одну версту пути взималась плата за одну копейку.
Путь от Москвы до крепости Святой Анны отмечали верстовые столбы, между которыми высаживались многолетние деревья. На этом пути располагались почтовые станции, где уставшие путники могли подкрепиться и отдохнуть, а курьеры сменить лошадей.
В теплое время года путешественники передвигались в каретах и возках, обитых кожей, а зимой – в закрытых экипажах.
В городе Аксае Ростовской области сохранился каретный двор с экипажами XIX столетия, среди которых есть подобные тем, на каких путешествовал Александр Сергеевич Пушкин, ведь именно через Аксай в 1820 и 1829 годах он ехал на Кавказ.
Почтовыми делами на Дону ведала государственная почтовая контора, находившаяся в Черкасске.
К тому времени, когда открылось почтовое отделение в Ровеньках, корреспонденция и посылки отправлялись адресатам по железной дороге со станции Ровеньки.
Первое упоминание о почтовой станции в Ровенецкой слободе относится к 1887 году. Смотрителем станции был назначен не имеющий чина Димиод (Демид) Тимофеевич Хмызенко. В 1892 году он стал начальником почтового отделения в слободе.
Приводим список смотрителей почтовой станции и начальников почтового отделения Ровенецкой слободы:
1887-1891гг. – смотритель станции Хмызенко Д.Т.
1892г. – начальник отделения Хмызенко Д.Т.
1893г. – Михаленко А.В.
1894г. – Кириченко И.Г.
1895-1896гг. – Тумилович В.М.
1897-1904гг. – Герасимович Д.И.
1905-1906гг. – Лупибереза И.Н.
1907г. – Решетников А.Я.
1908г. – вакансия.
1909-1910гг. – Сачевец (Сачавец) С.Л.
1911г. – Алексейчик Д.И.
1912-1916гг. – Гвоздянович С.Г.
При почтовом отделении было 9 почтовых лошадей.
Скорость почтовой кареты достигала 7- 8 миль в час (11-13 км/ч) летом и 5 миль (8 км) — зимой. Лошадей меняли каждые 10-15 миль (16 -24 км). Остановки для обмена почтой были короткими. Иногда карета лишь замедляла ход и охранник сбрасывал мешок с письмами местному почтмейстеру, а тот уже швырял ему другой мешок.
В 1894 году население слободы перевалило за шесть с половиной тысяч человек, и многие из них пользовались услугами почтовой связи.
Каковы же были правила пересылки корреспонденции, бандеролей и посылок? Ответ на этот вопрос мы находим в «Памятной книжке Области Войска Донского» за 1892 год. В ней были опубликованы эти правила.
Закрытое иногороднее письмо не должно было весить более пяти фунтов, местное – не более фунта. Отправить иногороднее письмо можно было, наклеив марку за 7 копеек, местное – за 3 копейки. Если стоимость марки окажется меньше, то письмо все-таки дойдет до адресата, но недостающие деньги будут взысканы с него в двойном размере.
Открытые письма писались только на специальных бланках почтового ведомства. Один такой бланк стоил 3 копейки, а с оплаченным заранее ответом – 6 копеек.
Заказное письмо стоило на 7 копеек дороже обычного, а в случае его потери почтой, предъявителю квитанции полагалась компенсация в 10 рублей.
Пересылка денег в простых и заказных письмах запрещалась, в противном случае они конфисковывались в пользу казны.
Бандерольные отправления не должны были содержать писем и бумаг, имеющих характер текущей переписки. Бандеролью разрешалось посылать печатные произведения, деловые бумаги и образцы товаров.
Денежные пакеты (с надписью «денежный») приносили на почту не запечатанными. Кредитные билеты, процентные бумаги, купоны и «звонкую монету» пересчитывали и паковали служащие почты.
Посредством ценных пакетов пересылали разного рода ценности, не исключая денег, но не более 1000 рублей. Ценность вложения открытого пакета ограничивалось 15 тысячами рублей, закрытого – суммой в 500 рублей.
Посылки паковались в ящики, кожу, клеенку или холст. Они могли быть как «ценными», так и без объявленной ценности. Максимальный вес 3 пуда. В посылки запрещалось класть деньги и письма. Деньги конфисковывались, а за письма полагался штраф в размере одного рубля.
Широкое распространение получила в конце XIX столетия корреспонденция «с наложенном платежом», которую оплачивал адресат при получении.
Письма и бандероли можно было посылать и за границу. В этом случае адрес надо было писать на французском языке.
Фото:
1 – 2. Почтовая карета, ХIХ век.
- Каретный двор в г.Оксае Ростовской области.
- Бланк открытого письма, XIX- начало ХХ века.
- Почтовые работники, XI век.
- Здание почты в Ровенецкой слободе начало X века.