Неделя правовых знаний в детском саду «Уголёк»

  • 2
  • 5
  • 3
  • 1

Правовое воспитание является одним из приоритетных направлений в работе детского сада. Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности уже с дошкольного возраста, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации.

Поэтому с целью формирования правовой культуры у дошкольников в ГДОУ ЛНР «Ровеньковский ясли-сад комбинированного вида «Уголёк» с 15.03.2023 г. по   21.03.2023 г. была проведена Неделя правовых знаний.

Целями и задачами Недели правовых знаний было сформировать устойчивые понятия о том, что каждый ребенок имеет права, познакомить с правами и обязанностями детей; познакомить педагогов с нормативно-правовой базой по проблеме защиты прав детства; вести пропаганду правовых знаний среди родителей воспитанников.

В рамках Недели правовых знаний во всех возрастных группах были проведены беседы с детьми  «Что такое право?», «У каждого есть имя», «Моя Родина», «Кто, где живет?», «Хочу или надо?», «Секреты вежливости».

Известно, что никакое дело в детском саду не обходится без наглядного материала. Поэтому во всех возрастных группах была проведена работа с демонстрационным материалом: дети с интересом рассматривали картины с изображением символов, изображающих основные права детей, а также иллюстрации из книг, отражающих нравственно-правовую тематику.

Большое воспитательное значение имеет чтение художественной литературы, затрагивающей правовую тематику, в частности, обращение к русским и зарубежным сказкам. Поэтому в течение Недели правовых знаний во всех возрастных группах были прочитаны сказки  «Заюшкина избушка», в которой показано грубое вторжение в личную жизнь, нарушено право на неприкосновенность жилища зайца; «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», которые показывают нарушение права на жизнь и свободу персонажей. На примере  сказки «Айболит» дошкольникам рассказали, что каждый вправе рассчитывать на медицинское обслуживание и помощь, а на примере сказки «Буратино»  дошкольникам рассказали о праве на образование.

Посредством дидактических игр «Назови ласково», «Попроси вежливо», «Можно-нельзя» и др. дети не только закрепляли основные права, а также учились уважительному и вежливому отношению друг к другу. Особенно ребятам запомнились сюжетно-ролевые игры «Больница», «Магазин», «Дочки-матери», «Спасатели», так как к играм были подобраны  соответствующие увлекательные реквизиты. Также дети играли в подвижные игры. Ребятам особенно понравилась пантомима «Как я помогаю родителям по дому», в которой один ребенок показывал движениями тела, как он делает какую-то работу по дому, а остальные ребята должны были отгадать, что именно имеется в виду.

При отборе материала для детей по правовому воспитанию были учтены возрастные особенности дошкольников, их особая восприимчивость, желание и умение играть. Благодаря разному сочетанию форм работы детям было интересно.

Правовое воспитание дошкольников невозможно без формирования правовой компетентности педагогических кадров. Поэтому в нашем детском саду в течение Недели правовых знаний были использованы разнообразные формы обучения правового сознания педагогов: консультации «Правовое воспитание в детском саду», «Соблюдение прав ребенка в дошкольном образовательном учреждении», беседа «Наказывая, подумай зачем», а также анкетирование «Что вы знаете о Конвенции ООН?».

Прививая своим воспитанникам основы правового сознания, педагоги детского сада  тесно сотрудничают с их родителями. В течение Недели правовых знаний с родителями воспитанников всех возрастных групп была проведена работа по повышению их педагогических и правовых знаний: консультация «Права родителей, права детей», анкетирование «Мой ребёнок», родителям были вручены памятки «Поощрение и наказание – восемь правил для взрослых» и буклеты «Жестокое обращение с детьми»; оформлена папка-передвижка «Права детей».

Актуальность правового воспитания в наши дни однозначна: общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для становления личности, поэтому первоочередным становится вопрос правового воспитания детей с дошкольного возраста. Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, с уважением относиться к другим, быть способным на собственный выбор и с пониманием воспринимать мнения и предпочтения окружающих его людей.