Мошенники на проводе. Как не стать жертвой киберпреступников: советы от ПСБ

Эксперты ПСБ поделились рекомендациями, следование которым позволит вычислить телефонного мошенника и обезопасить себя от нежелательных последствий такого контакта.

Не переводите деньги

Мошенники активно эксплуатируют базовые чувства людей. Жалость, страх и стремление к легкому обогащению дают простые рычаги воздействия. Если вы получили смс с информацией о крупном выигрыше и предложением перейти по ссылке, если вам предлагают получить социальные выплаты или денежный перевод, обратите внимание на адресата. Мошенники могут написать от лица близких родственников, причем, не факт, что у вас такие родственники вообще есть – мошенники делают массовые рассылки, стремясь попасть в большее количество людей. Возьмите за правило: расставаться с деньгами нужно только тогда, когда вы получили информацию о такой необходимости через несколько каналов.

Не перезванивайте

Ежедневно в России киберпреступниками совершается более 100 тыс. звонков. Порядка 70-80% из них делается не из обычной нумерации, а при помощи мессенджеров. Если вы пропустили звонок с неизвестного номера и тем более если это, например, звонок через WhatsApp, не стоит перезванивать. Также часто можно заметить вызов на телефон, который мгновенно прерывается. Естественное желание – перезвонить, чтобы выяснить, кто звонил. Однако таким звонком вы ставите себя в уязвимое положение: вы не знаете мотив человека на другом конце провода.

Ошибка перевода: свяжитесь с банком

Одна из самых популярных рабочих мошеннических схем – якобы ошибочный перевод денежных средств на карту или номер телефона. Если вам приходит смс о зачислении средств, а вы не имеете к этому отношения, не стоит радоваться случайному подарку. Скорее всего, вы имеете дело с профессиональными мошенниками, которые не только вернут отправленные средства, но и рассчитывают получить их с вас, поскольку у человека, который отправил вам денежную сумму, есть возможность оспорить операцию.

Сценариев мошеннических действий много – при малейшем сомнении в личности звонящего прервите разговор и перепроверьте озвученную им информацию в официальных источниках, а в случае сомнений при звонке якобы от представителя банка – прервите разговор и звоните в ваш банк для уточнения информации.