Мониторирг цен на продовольственные товары – Ровеньки
На территории города и прилегающих поселков насчитывается 442 объекта розничной торговли и 7 рынков. В целом потребительский рынок города в настоящее время в полном объеме насыщен продовольственными товарами первой необходимости. Все торговые объекты имеют достаточный объем продукции. Население города в полном объеме обеспечено хлебом и хлебобулочными изделиями.
Должностными лицами Администрации города Ровеньки с 2015 года еженедельно проводится мониторинг цен на продовольственные товары повышенного потребительского спроса на территории ФГУП ЛНР «Рынки ЛНР» «Ровеньковский рынок».
Уровень розничных цен на продовольственные товары | ||||||
Наименование товара | Ед. изм. | Средняя цена июль 2015 | Средняя цена июль 2016 | Средняя цена июль 2017 | Средняя цена июль 2018 | % роста, снижения цен по сравнению с 2015 г. |
Говядина, мякоть | кг | 300,00 | 320,00 | 360,00 | 350,00 | 116,67 |
Свинина, мякоть | кг | 260,00 | 245,00 | 270,00 | 275,00 | 105,77 |
Сало | кг | 220,00 | 200,00 | 181,00 | 170,00 | 77,27 |
Домашняя птица | кг | 180,00 | 190,00 | 173,00 | 200,00 | 111,11 |
Молоко (дом.) | л | 27,00 | 33,00 | 30,50 | 37,00 | 137,04 |
Сметана (дом.) | 0,5 кг | 115,00 | 120,00 | 121,50 | 155,00 | 134,78 |
Творог (дом.) | кг | 110,00 | 120,00 | 123,00 | 185,00 | 168,18 |
Макаронные изделия | кг. | 24,00 | – | 23,50 | 23,50 | 97,92 |
Яйца куриные (дом.) | дес. | 39,00 | 50,00 | 52,50 | 60,00 | 153,85 |
Сахар | кг | 45,00 | 48,00 | 48,00 | 37,00 | 82,22 |
Мука | кг | 18,00 | 14,00 | 14,00 | 14,00 | 77,78 |
Картофель | кг | 34,00 | 25,00 | 35,50 | 26,00 | 76,47 |
Капуста | кг | 28,00 | 12,50 | 43,50 | 23,50 | 83,93 |
Морковь | кг | 79,00 | 35,00 | 53,00 | 34,50 | 43,67 |
Свекла | кг | 50,00 | 25,00 | 35,00 | 33,00 | 66,00 |
Лук | кг | 42,00 | 27,50 | 34,00 | 22,00 | 52,38 |
Анализируя данные мониторинга цен на протяжении 4 лет можно отметить следующее: динамика цен на продовольственные товары имеет неоднородный характер и наблюдается тенденция как к росту цен на некоторые товары – мясо свинины и говядины, домашнюю молочную продукцию, так и к снижению цен, а именно на овощи, муку, сахар, макаронные изделия.
Следует отметить, что по итогам Комплексной оценки результатов социально-экономического развития городов и районов Луганской Народной Республики за I полугодие 2018 года наш город из 14 территорий Луганской Народной Республики занимает 3 место. Первое место у города Алчевск, второе занимает город Луганск.
Комплексная оценка результатов социально-экономического развития городов и районов Луганской Народной Республики состоит из 13 блоков:
- Экономическое развитие – 2 место.
- Инвестиционное развитие – 5 место.
- Развитие малого и среднего предпринимательства – 9 место.
- Рынок труда и занятости населения – 2 место.
- Обеспечение условий роста материального благосостояния и снижения уровня бедности населения – 2 место.
- Потребительский рынок – 3 место.
- Сельское хозяйство – 10 место.
- Развитие сферы жилищно-коммунальных услуг – 10 место.
- Система здравоохранения – 3 место.
- Образование – 4 место.
- Развитие культуры, семьи, молодежи и спорта – 6 место.
- Исполнительная дисциплина Администраций городов и районов – 1-13 место (все города).
- Информационная открытость и управленческая деятельность администраций городов и/или районов Луганской Народной Республики – 10 место.
По блоку «Потребительский рынок» город занимает 3 место. В этом блоке есть показатель «Стоимость социального набора продуктов питания», по которому мы занимаем также 3 место, и впереди нас по этому показателю город Алчевск и Перевальский район. Следовательно, стоимость социального набора продуктов питания по таким близлежащим городам как Свердловск, Антрацит, Красный Луч выше, чем в Ровеньках. Необходимо повториться о том, что речь идет о социально значимых продуктах питания.
Кроме этого в городе Ровеньки самая большая средняя заработная плата и размер пенсионных выплат.
Хочу еще раз вернуться к часто возникающему вопросу, связанному с повышением цен на продовольственные товары в период выплаты заработной платы. В соответствии с Временным порядком регулирования и контроля цен на продовольственные товары на территории Луганской Народной Республики, утвержденного постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики от 25 августа 2015 года № 02-04/250/15 (с изменениями), предприниматели имеют право применять максимальную торговую надбавку на социально значимые продовольственные товары (таких 18 наименований) – в размере 15%, а на остальные продовольственные товары, которые не вошли в этот перечень – в размере 50%.
Например: сахар относится к социально значимым продовольственным товарам и предельная торговая надбавка на него установлена в размере 15 % от цены производителя.
Допустим, цена производителя – 35 руб. за 1 кг. Данная цена указана в декларации, которая должна быть у каждого предпринимателя на продовольственный товар, подлежащий обязательному декларированию. В свою очередь, производитель утверждает цену, указанную в декларации, в Министерстве промышленности и торговли Луганской Народной Республики.
При низком покупательском спросе субъект хозяйствования устанавливает 10% торговую надбавку:
35 руб. + 10 % = 38,5 руб.
Выдают заработную плату, повышается покупательская способность населения, растет спрос, и субъект хозяйствования устанавливает 15 % торговую надбавку от цены производителя:
35 руб. + 15 % = 40,25 руб.
Проходит определенное время, спрос падает и цена с 10% наценкой возвращается.
Аналогичные процессы происходят и с ценами на продовольственные товары, не вошедшими в перечень социально значимых товаров и на которые максимальная торговая надбавка не должна превышать 50%.
Т.е. со стороны субъектов хозяйствования имеет место такая тенденция как, применение максимально допустимой торговой надбавки в период высокого потребительского спроса на продукцию и применение более низкого процента торговой надбавки в то время, когда потребительский спрос населения на товары не достаточно высокий.
Чтобы субъекты хозяйствования не завышали торговые надбавки, вопрос ценообразования на продовольственные товары в городе Ровеньки и прилегающих поселках находится на постоянном контроле у сотрудников Администрации города Ровеньки. Проводится постоянная и планомерная работа по выявлению превышения субъектами хозяйствования установленных законодательством фиксированных цен и максимальных торговых надбавок. У тех субъектов хозяйствования, у которых были выявлены нарушения порядка ценообразования, проводятся контрольно-проверочные работы.