Министр просвещения РФ: “Новые регионы влились в единую систему образования”
Об интеграции системы образования новых регионов России, задачах и перспективах ее развития ЛуганскИнформЦентру рассказывает министр просвещения РФ Сергей Кравцов.
– Сергей Сергеевич, сколько всего учреждений образования работают в новых регионах?
– На территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей сегодня действуют более 2 600 образовательных организаций: это детские сады, школы, организации СПО (среднего профессионального образования), педагогические вузы. Мы внимательно следим за тем, чтобы дети получали качественное образование. Если нужно – помогаем и регионам, и отдельным школам методически. С регионами-шефами работаем над тем, чтобы в школах было необходимое оборудование, мебель, учебники, спортивный инвентарь.
Донецкая и Луганская Народные Республики шли к интеграции в российскую систему образования восемь лет, Запорожская и Херсонская области прошли этот путь намного быстрее. Но фактически с сентября 2022 года все новые российские регионы влились в единую систему образования. Один из важных показателей – по итогам 2022/23 учебного года порядка тысячи одиннадцатиклассников из новых регионов, несмотря на право поступить в университет по итогам внутренних вступительных испытаний, попробовали сдать ЕГЭ (единый госэкзамен).
Да, конечно, многое еще нужно сделать, в первую очередь с инфраструктурой – школы в новых регионах при Украине не ремонтировались годами, зачастую с момента постройки. Но и эту проблему мы постепенно решаем. Только в этом году в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях будет отремонтирована 521 образовательная организация, в том числе 312 школ. Это высокие темпы и, надеюсь, в следующие годы их удастся сохранить.
– Не хотите программу “Земский учитель” или ее аналог распространить на новые регионы?
– Проект “Земский учитель”, в рамках которого педагоги приезжают работать в сельские школы, в России успешно реализуется, он востребован. Количество учителей, переехавших на работу в сельскую местность за время его реализации, составило более пяти тысяч человек. Пока планируем распространить программу еще на три региона – Луганскую и Донецкую Народные Республики и Запорожскую область. Обо всех подробностях дополнительно расскажем.
– Принято решение, что предмет “Основы безопасности жизнедеятельности” будет переименован в “Основы безопасности и защита Родины”. Какие компоненты уроков ОБЖ будут изменены или усилены?
– Закон о переименовании предмета ОБЖ в “Основы безопасности и защиты Родины” вступит в силу с 1 сентября 2024 года, а внедрение всех изменений будет поэтапным, включая повышение квалификации педагогов.
Сейчас сформирована рабочая группа, которая приступила к доработке программы ОБЖ и разработке единого учебника. Акцент в работе экспертов, методистов будем, конечно же, делать на усилении тех компонентов предмета, которые связаны именно с защитой Родины.
– На территории ЛНР и ДНР, Херсонской и Запорожской областей много учреждений СПО, они пользуются популярностью не только у местных абитуриентов, но и среди поступающих из соседних областей юга России. Подключаете ли компании к проекту “Профессионалитет” в этих колледжах?
– Экономический потенциал новых регионов значителен. Мы запустили процесс перезагрузки системы СПО и работаем над тем, чтобы закрыть кадровые потребности местных предприятий, внедрить инновационные технологии и, как следствие, вывести экономику на новый уровень.
Проделана огромная работа по обеспечению перехода на российские образовательные стандарты: приведены в соответствие программы, учебные планы, представители новых регионов участвуют в чемпионатном движении (Чемпионат высоких технологий, “Абилимпикс”, “Профессионалы”), а также во Всероссийском конкурсе “Мастер года”.
ПРОЕКТ “ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ”
Федеральный проект “Профессионалитет” стал драйвером трансформации системы СПО в нашей стране. Уже 1 сентября текущего года торжественно открыты два образовательных кластера “Профессионалитета” на территории ДНР: один на базе Шахтерского педагогического колледжа в целях подготовки педагогов для образовательных учреждений региона, второй – на базе Донецкого политехнического колледжа осуществляет подготовку кадров для предприятий, работающих в сфере информационно-коммуникационных технологий. Участие в программе принимают 26 работодателей региона.
Более 600 первокурсников уже приступили к обучению по таким востребованным программам, как дошкольное образование, преподавание в начальных классах, педагогика дополнительного образования, специальное дошкольное образование, компьютерные системы и комплексы, сетевое и системное администрирование, информационные системы и программирование, монтажник связи.
В 2024 году свои двери для студентов откроют еще три кластера: два по отрасли сферы услуг в ДНР и ЛНР, и еще один по направлению коммуникационных технологий в ЛНР.
Так, Горловский колледж технологий и сервиса и Луганский колледж технологий торговых процессов и кулинарного мастерства совместно с другими образовательными организациями региона, вошедшими в кластеры “Профессионалитета”, будут готовить востребованных специалистов по направлениям “поварское и кондитерское дело”; специалистов в сфере производства продуктов питания и экспертизы качества потребительских товаров.
На базе Луганского колледжа информационных технологий и предпринимательства с 1 сентября 2024 года начнется подготовка специалистов для отрасли связи и коммуникационных технологий по таким профессиям и специальностям, как оператор информационных систем и ресурсов, компьютерные системы и комплексы.
ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Кстати, возвращаясь к чемпионатному движению. В сентябре этого года в Великом Новгороде прошел Чемпионат высоких технологий, который ориентирован на специальности будущего. Представители ДНР и ЛНР приняли участие в предшествующих финалу этапах по самым высокотехнологичным компетенциям (летающая робототехника, геопространственная цифровая инженерия, технологии развития городов и территорий, нейросети и большие данные, биохимические технологии и моделирование процессов).
В октябре на территории ДНР успешно прошел Отраслевой чемпионат по профессиональному мастерству. Соревновались по шести компетенциям: преподавание в младших классах, дошкольное воспитание, программные решения для бизнеса, малярные и декоративные работы, сухое строительство и штукатурные работы; организация строительного производства. Площадками чемпионата были образовательные организации Мариуполя. Данный чемпионат стал первым чемпионатом по профессиональному мастерству на территории новых субъектов Российской Федерации.