История одного предмета: скульптура малых форм – статуэтка.
В ГУ ЛНР «Музей истории города Ровеньки» хранится коллекция фарфоровых и глиняных статуэток.
Первая серия фарфоровых статуэток появилась в России в конце XVIII века. В 1907 году по поручению Николая II началась работа по изготовлению серии «Народности России» — ее научной основой стала первая и единственная в Российской империи перепись населения.
Дореволюционная Россия в фарфоровом производстве составляла достойную конкуренцию Европе. Всё изменилось после октября 1917 года. Предприятия либо национализировались, либо разрушались. Многие технические и художественные решения были преданы забвению как символ буржуазной культуры. Однако уже в начале 1920-х годов фарфоро-фаянсовое производство в СССР постепенно начало возрождаться.
Фарфор, несмотря на хрупкость, является долговечным материалом, способным сохранять историческую и культурную память. Фарфоровые скульптуры изготавливали методом литья. Потом их украшали росписью и раскрашивали красками художники. В СССР этим занимались почти 300 фабрик – у многих были свои музеи, в экспозициях которых выставлялась фарфоровая продукция. Они делятся на анималистические, жанровые, агитационные.
Музейные коллекции часто использовались как учебные пособия для учащихся ПТУ. Студенты сравнивали свои работы с коллекционными изделиями опытных мастеров, постигали их секреты, работали над ошибками. В Союзе была хорошо развита система ОТК – за соответствием готовых изделий ГОСТам следили тщательно, поэтому фарфор того времени характеризуется практически идеальным качеством, за что его и ценят коллекционеры. Особый интерес для них представляют довоенные изделия.
Довоенный (агитационный) фарфор лимитировано выпускался в СССР в 20-30-х годах в малом количестве – купить его проблематично, потому что практически весь он находится в частных коллекциях, а высокий спрос никуда не делся. После революции 1917-го года изделия из фарфора считались буржуазным наследием, мещанством. Большевики национализировали заводы и перепрофилировали – это в лучшем случае. В худшем – разрушали.
Через 3-4 года ситуация изменилась – только формировавшаяся советская культура должна была нести идеи пролетариата в массы, а для этого требовалась наглядная агитация. Частью такой агитации стали фарфоровые статуэтки для всех, а не только для избранных. Они выпускались, чтобы украшать дома советских граждан и укреплять в них «советскую» идеологию.
Агитационные фигурки изображали красногвардейца, матроса со знаменем и работницу, вышивающую все то же знамя, других представителей рабочего класса.
Послевоенный фарфор
С началом Второй Мировой войны выпуск фарфоровых статуэток в Советском Союзе прекратился – не до того было. Возрождаться отрасль начала в 50-х годах, а на 60-70-е пришелся ее расцвет. Этот период стал своеобразным наследием той эпохи, частью истории. По всей стране реконструировались старые и открывались новые фарфоро-фаянсовые заводы: Ленинградский им. М. В. Ломоносова (сегодня носит дореволюционное название Императорский), Дулёвский, Дмитровский, Городницкий, Полонский, Конаковский и др. Заводы выпускали фигурки рабочих, пионеров, спортсменов – внешне они были выполнены настолько реалистично, что можно было сравнивать с фотографиями тех лет, искать отличия в одежде, жестах, других деталях и не находить их.
Наряду с отдельными героями предприятия выпускали тематические серии, посвященные национальному костюму республик, входивших в состав СССР, профессиям, счастливому детству. Статуэтки советских детей пользовались высоким спросом – заводы выпускали детскую серию несколько раз. К теме детсва обращались в своих работах многие мастера: А. Д. Бржезицкая, Г. С. Столбова, А. Ф. Пахомов, С. Б. Велихова, Л. В. Квашенникова и др. Их фигурки отличались простотой и живостью образов. Не менее популярны были и изделия спортивной тематики, что объясняется активной пропагандой физкультуры и здорового образа жизни в советском обществе.
Третье место в рейтинге популярности занимали балетные скульптуры. Балет в Союзе был не просто высоким искусством, а гордостью государства. Не удивительно, что на почетном месте в каждой квартире находились статуэтки хрупких девушек в пачках и пуантах. Конкурировать в популярности со спортом и балетом могли фарфоровые птицы и животные, особенно пользовалась среди населения коллекция фигурок слонов. Советские фабрики выпускали их в большом количестве.
Начиная с 1980-х годов производство скульптуры малых форм в СССР начало угасать. Фарфоровые статуэтки стали восприниматься как символ мещанства и плохого вкуса. Из-за низкого спроса на изделия стали уничтожаться формы-заготовки. Сохранились лишь немногие, по которым в настоящее время выпускают ремейки. Советский фарфор представляет собой уникальное явление в области искусства. Статуэтки, подобно фотографиям, точно передают дух той эпохи. У заставших советский период людей они, как правило, вызывают ностальгию. А для современной молодёжи эти милые, забавные, порой наивные фигурки могут стать прекрасным источником для изучения истории нашей страны. Они олицетворяют всё доброе, светлое, чистое, что было в Советском Союзе.