История одного предмета – настенные часы
Настенные часы – предмет декора, который может стать организующим началом в оформлении интерьера или элементом, подчеркивающим его гармонию. Помимо декоративной функции, они также сообщают о времени.
История настенных часов непосредственным образом связана с развитием часовой механики. Как известно, первые механические приборы времени были созданы в XIII–XIV вв. Тогда это были громоздкие устройства, которые устанавливались на церковных и городских башнях. Механизм башенных часов работал за счет энергии опускающегося груза, в качестве которого долгое время применялись каменные гири.
На рубеже XIV–XV вв. появились первые настенные часы, которые конструировались по той же схеме, что и башенные. Колесная система с гирями и колокольчиками размещалась в корпусе из железа или латуни. Настенные часы с гирей пользовались популярностью и позднее, когда уже был внедрен пружинный привод.
В XVII веке в Англии появились первые люцерновые настенные часы. Сначала они создавались в корпусах из железа, затем появились бронзовые и латунные версии.
Каркас люцерновых часов образовывали две горизонтальные массивные плиты, соединенные четырьмя угловыми колонками круглого сечения. Как правило, стенка с шарнирным ушком выполнялась из железа, а боковые съемные дверцы – из латуни. Круглый циферблат часов украшался гравированными фигурами или цветочным орнаментом. На нем выделялись римские цифры, выгравированные в кольцевидном междукружье, и центральная стрелка, показывающая часы. Индикатор минут появился на диске циферблата в XVIII веке, когда уже имелась фрикционная муфта для облегчения вращения стрелки независимо от механизма.
Люцерновые настенные часы приводились в движение с помощью каменных гирь, подвешенных на веревках (позднее веревки были заменены цепями).
Люцерновые настенные часы, как правило, кроме подвесной петли имели также декоративные ножки, благодаря которым их можно было ставить на стол.
В конце XVI начале XVII вв. в Германии были распространены настенные часы в виде тарелок. Собирались они на базе механизмов со шпиндельным спуском и коротким маятником перед круглым циферблатом.
Во второй половине XVII века в моду вошли консольные часы, которые создавались на базе механизмов с пружинным приводом. Их изготавливали с кронштейном-консолью для установки на стену, при этом деревянная консоль оформлялась в том же стиле, что и корпус часов. Корпус, как правило, имел строгую архитектуру, циферблат украшался различными орнаментами, в отделке нередко использовались металлические вставки, накладки из дерева или панциря черепахи. Корпус изготавливался из высококачественной древесины, циферблат – из латуни (до 1750-х годов эмалированные циферблаты встречались редко).
К производству консольных часов в разных странах подходили по-разному. В Англии первостепенное значение уделялось механизмам. Во Франции на первый план выдвигалась эстетическая привлекательность корпусов. Столяры-краснодеревщики изготавливали роскошные футляры с щедро декорированным орнаментом, а механизмы заказывались в соответствии с размерами готового корпуса.
В начале XVIII века во Франции вошли в моду настенные «картельные» часы, корпуса которых отливались из золоченой бронзы и украшались листовым орнаментом. Во второй половине XVIII столетия появились картинные часы, в которых диск циферблата вставлялся в художественно разрисованную композицию с пейзажной или архитектурной тематикой. Позднее из этих «картинных часов» развились рамные: циферблат со стереотипным орнаментом помещался в позолоченную раму в стиле бидермейера или позднего рококо.
Самым поздним и, пожалуй, самым распространенным видом настенных часов были так называемые «пенделовки» («маятниковые» часы). Первые модели подобных часов появились в Австрии в конце XVIII начале XIX вв. Корпуса австрийских «пенделовок» украшались резными орнаментами и имели прямоугольную форму. В США тем временем широкое распространение получили маятниковые часы с более сложными корпусами (некоторые из них по форме напоминали музыкальные инструменты – банджо, гусли и др.).
Настенные часы XVIII — начала XX вв. представляют большую художественную и историческую ценность. Вплоть до середины XX века они были непозволительной роскошью для основных слоев населения. Ситуация изменилась с появлением кварцевых и электронных механизмов. Производство настенных часов приобрело массовый характер, из предмета роскоши они постепенно превратились в повседневный бытовой прибор.