История одного предмета – корыто
Современный человек вряд ли объяснит значение таких слов, как «колган», «колода», «каюк» или «балья». Но упрекать его в невежестве не стоит, так как эти термины сегодня уже вышли из употребления. Однако ещё 100 лет назад любой житель села мог ответить, что всё это название одной и той же вещи — корыта. Правда, у него были десятки предназначений.
Надо полагать, первую ёмкость для воды человек сделал из глины и дерева — потому что эти материалы были самыми доступными. Глиняная посуда, имея массу преимуществ, была хрупка. А вот деревянная, хоть и была трудна в изготовлении, всегда была прочной и служила долго.
Цивилизация пришла к славянским племенам уже практически после принятия христианства. Но их быт и ранее был налажен. Приготовление пищи, стирка, хранение припасов — для всего этого требовались ёмкости. Глиняные сосуды были дороги и непрочны, поэтому мастера выдалбливали ствол сосны или берёзы, делая в нём углубление. На обратной стороне получившейся ёмкости часто оставалась кора дерева. Отсюда и пошло название «корыто».
Археологи свидетельствуют, что корыто на Руси повсеместно начали использовать в X веке. В Великом Новгороде, Старой Ладоге и других местностях, где жили славяне, корыта находят часто.
Обычно его выдалбливали из ствола ивы, осины или липы. Его форму подсказывала сама природа — длинное и вытянутое, как часть ствола используемого дерева. Поэтому корыто, превышающее полметра в ширину, на селе сыскать было трудно, а вот длинное — по 2 метра и более — вполне возможно.
Деревянное корыто в быту у славян имело массу предназначений. В него клали корм скоту и птице — зерно, которое толкли, или траву, запариваемую кипятком. Такая деревянная посудина для корма скота имела более 10 названий, дошедших до XX века. Вот лишь часть из них: «жёлоб», «калгашник», «калгашка», «калда», «калюх», «колган», «колода» и прочие. Деревянную посудину ставили в хлеву, на дворе или возле колодца, если в поселении не имелось озера или ручья для водопоя животных. При этом в хозяйстве разделяли кормовое и водопойное корыта, дабы скот ел из одной колоды, а пил из другой.
Основным продуктом питания вплоть до XX века у русского человека был хлеб. Превращение муки в тесто в крестьянской избе тоже происходило в корыте. Такую посудину крестьяне называли «дрожженик».
В свежее, недавно изготовленное корыто часто собирали яблоки, капусту, репу. В тех же, что уже «устоялись», славяне любили солить овощи или готовить пивное сусло. Для его затворения мастера использовали длинное корыто, называемое русельником. Корыто для охлаждения пива или сусла именовали «лохань», «русло», «лубня».
Стирку в зимнее время, когда реку сковывал лёд тоже нельзя представить без корыта. А чтобы стирать в тёплой воде, хозяйки ставили деревянную ёмкость у печи и ухватом клали в корыто раскалённые камни из огня. Затем заливали их водой из колодца. Кстати, корыто для стирки тоже имело своё название, а именно «балья» или «бельемойка».
В перевёрнутом виде корыто применяли как большую крышку для укрытия ям или каких-либо предметов. В старых, худых корытах крестьянские дети зимой катались с горки. Также отслужившие свой век изделия использовали как ящики для рассады — в так называемые ростила засыпали землю и по весне сеяли семена репы, брюквы и других культур.
Развитие металлургии привело к тому, что на смену деревянным ёмкостям стали приходить железные. Их распространение сдерживали коррозия и цена. Но в 1742 году французский химик Поль Жак Малуэн впервые применил метод горячего цинкования стали. Такой металл почти не был подвержен коррозии, хотя дорого стоил. Поэтому цинковые корыта даже в первой половине XX века в сёлах встречались нечасто. Зато после Великой Отечественной войны промышленность наделала столько железных корыт, что их использовали повсеместно. И не только в деревне, но и в городе. Также в 70-х годах XX века появились пластмассовые корыта для бытовых целей. Например, для замачивания белья и стирки. В отличие от железного или деревянного, такие корыта имеют лёгкий вес, что немаловажно для хозяек.
Деревянное корыто, которым пользовались в слободе Орлово-Ровенецкой, хранится и экспонируется в витрине музея истории города Ровеньки, открывая посетителям страницы далёкого прошлого.