История одного предмета – цеп

У восточных славян до начала XX века преобладали архаические способы молотьбы. Наиболее древним среди них считается самый простой –вколачивание, когда снопом бьют либо о край бочки, корзины, ступы, куда и падает зерно, либо о край доски, лавки, под которыми расстелен холст для зерна. Такой способ молотьбы упоминается в рассказах жителей Московской, Нижегородской, Псковской, Новгородской областей. Им пользовались, если нужно срочно получить немного зерна, при этом солома остается неповрежденной, её могли использовать в хозяйстве, для покрытия крыш и других бытовых нужд.
Другой способ – топтание снопов, при котором зерна вытаптывались людьми или рабочим скотом.
Существовала и молотьба самыми что ни на есть примитивными орудиями типа изогнутой палки, толстой ветви с суком, которые назывались кичига, лапа, палица. Обычно ими обивали лен и коноплю. Но самым распространенным орудием молочения, конечно же, был цеп.

Это приспособление изготовлялось из дерева, состояло из двух, реже — нескольких, подвижно связанных концами палок: более длинная (до 2 м), рукоятка и более короткая, (до 0,8 м), рабочая часть, ударяющая по злакам.
Рукоятка называлась держалом, держалкою, кадцеей, цеповищем, цепником. Рабочая часть — палка, ударяющая по злакам — имела названия боёк, киец, било, билень, тяпок, типок, тяпец, тяпёнок, навязень, валек, цепинка,цепец. Связь между рукояткой и рабочей частью называли— приузом, привузой, привзой, приуздой, гужиком и обычно изготавливалась из сыромятной кожи или верёвки.

Непосредственно обмолотом занимались, в осенний период. Технология проста: уложенные снопы били цепами.

Обычно русские молотили на току в 4, 6, 8 цепов, соблюдая определенный ритм, чтобы не мешать друг другу. Молотили мужчины, женщины, даже дети старше 12 лет, для которых делали небольшие, легкие цепы.

В крестьянской культуре трудовые процессы получили отражение в играх, песнях, загадках, пословицах.

Например, в загадках обыгрывались особенности работы цепа:

«Над головой крутится,
в руках вертится, стучит и гремит,
ничего не говорит».

Пословица учила: «Цеп в руках, так и хлеб в зубах, а цеп из рук, так и хлеб из зуб».

Из цепа возникла разновидность холодного оружия — боевой цеп, а в Японии и Китае — нунчаки.

В Древнем Египте цеп являлся одним из символов царской власти.

В нашем «Музее истории города Ровеньки» также среди предметов сельскохозяйственного инвентаря XIX – XX века хранится и экспонируется цеп, как предмет, который открывает нам историю далёкого прошлого.