Готовимся к началу 2022-2023 учебного года
Этим летом, как никогда, идет активная оздоровительная компания: ровеньковских детей принимают лагеря Башкортостана, Крыма, Кавказа, прошли две университетские смены с г.Сыктывкар и г.Москва. В рамках соглашения между Правительством Республики Коми и Администрацией города Ровеньки 324 детей отдохнут в Анапе в лагере «Черноморская зорька». Всего оздоровятся более 600 детей.
Но лето движется к завершению и скоро новый учебный год! Сегодня в образовательных учреждениях идут активные подготовительные работы. В городе Ровеньки в 2022-2023 учебном году будут работать 17 дошкольных и 17 общеобразовательных учреждений, 4 учебно-воспитательных комплекса и 5 учреждений дополнительного образования. Выпускникам общеобразовательных учреждений доступно получение профессионального образования в своем городе, в том числе высшего. Не во всех городах республики могут похвалиться широкой сетью профессиональных образовательных учреждений: а в городе Ровеньки это и Ровеньковский факультет Луганского государственного педагогического университета, филиал Донбасского государственного университета, в этом году открыл свой филиал Государственный университет имени Даля. Развита сеть учреждений профтехобразования, которое представляют Ровеньковский технико-экономический колледж, три профессиональных колледжа и филиал Луганского колледжа технологий и дизайна обуви.
1 сентября в дошкольные образовательные учреждения пойдут 1744 воспитанника, за школьную парту сядут 5989 учеников, среди которых 503 первоклассника, 559 девятиклассников и 300 одиннадцатиклассников. Учреждения дополнительного образования готовы принять более 3-х тысяч учеников.
Руководителям образовательных учреждений не пришлось особо отдыхать этим летом, так как к началу учебного года проведена большая работа по решению первоочередных задач. Глава Администрации города Ровеньки Рубанцов Андрей Викторович поддержал предложение о перераспределении средств и на ремонты было выделено более 9 млн. руб.
За государственный бюджет проведен:
– ремонт кровлей в 9 учреждениях (10 зданий): текущий ремонт и устройство покрытий 2106,6 м.кв. кровли и ремонт конструктивных элементов кровли (коньки, слуховые окна).
– ремонт 8 систем отопления, 2 ремонта системы водоснабжения и 4 ремонта системы водоотведения.
Также в рамках подготовки к новому учебном угоду выполнен ремонт технологического оборудования в 3-х учреждениях.
В рамках реализации Государственной целевой программы Луганской Народной Республики «Поддержание в надлежащем состоянии объектов жилого фонда и социальной сферы Луганской Народной Республики на 2020-2021 годы» закончен ремонт кровли, начатый в 2021 году, в ГДОУ ЛНР «Ровеньковский ясли-сад комбинированного вида «Лучистый». До начала учебного года должны быть проведены работы по замене витражных окон ГОУ ЛНР «Ровеньковская гимназия им. Н.Трублаини» Государственной службой единого заказчика Луганской Народной Республики.
В рамках Соглашения между Правительством Республики Коми и Администрацией города Ровеньки Луганской Народной Республики определено 4 объекта образования по проведению ремонтных работ по обеспечению теплового контура зданий и подготовке к работе в осенне-зимний период. Это:
- Замена окон в ГДОУ ЛНР “Ровеньковский ясли-сад комбинированного вида “Аленький цветочек”;
- Замена окон в ГДОУ ЛНР “Ровеньковский ясли-сад комбинированного вида “Журавушка”;
- Замена окон и обустройство отмостки в ГДОУ ЛНР “Ровеньковский ясли-сад комбинированного вида “Ивушка”;
- Замена окон, ремонт мягкой кровли, заделка межпанельных швов и подготовка газовой котельной ГОУ ЛНР “Ровеньковская школа №9 им.Л.Г. Шевцовой”. Помимо этого в Республике Коми заказана новая модульная газовая котельная, изготовление которой займет период до ноября месяца. Котельная будет транспортирована в Ровеньки, но ее монтаж будет произведен в апреле 2023 года. В предстоящем же отопительном периоде будет эксплуатироваться старая котельная, которую подготовят при поддержке Республики Коми.
22 образовательных учреждения от Республики Коми получили лесоматериал на ремонт игрового и спортивного оборудования, ремонт игровых павильонов. Сегодня уже 13 учреждений закончили работы, в 9 учреждениях будут завершены до начала учебного года.
К новому учебному году во всех общеобразовательных учреждениях выполнены первоочередные работы, так называемый «технический минимум», косметические ремонты, подготовлены котельные.
В зоне особого внимания остается дошкольное образование, как со стороны органов власти всех уровней, так и со стороны родительской общественности. Приоритетом остается доступность дошкольного образования для всех детей, в том числе имеющих особенности развития. В городе проблема наличия мест для детей в возрасте от 2-х до 7-ми лет в дошкольных учебных учреждениях решена в полном объеме. Но зачисление детей происходит, как и прежде, исключительно через информационную компьютерную систему «Электронный детский сад Луганской Народной Республики», которая работает в республике с 2018 года.
Говоря о дошкольном образовании, нужно понимать, что для родителей важно не только предоставление места в детском саду, но и качество образовательной среды, психологический комфорт ребёнка в дошкольном учреждении. В этом состоит и задача государственного образовательного стандарта дошкольного образования как гаранта качества. Во всех детских садах с прошлого года реализовывается образовательная программа дошкольного образования Луганской Народной Республики «Страна детства». Программа разработана на основе культурно-исторического, системно-деятельного подходов. Но все также педагогам и родителям необходимо понимать, что главное в детском саду – не подготовка к школе, а формирование личностных качеств, раскрытие потенциала ребенка, привитие ему желания познавать новое, социализировать его в сложной окружающей среде.
Необходимо остановиться на проблеме воспитания детей с особенностями развития, как физического, так и речевого, психологического. Особой проблемой остаются отклонения в речевом развитии детей разной этиологии, характера и степени выраженности, которые в дальнейшем существенно влияют на успеваемость в школе, ограничивают в социализации и в формировании личности в целом. С этой проблемой работают как педагоги-дошкольники, так и специалисты-логопеды. Но работа в данном направлении должна быть системной и эффективной с активным привлечением родителей.
Так в 2019-2020 учебном году в дошкольных учреждениях функционировало 11 специальных групп, в 2020-2021 – 12 специальных групп: 11 логопедических и 1 группа для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, в 2021-2022 – их уже 14 – открыта в том числе группа для детей с задержкой психического развития, а в этом учебном году мы планируем открыть еще 8 специальных групп (6 логопедических, 1 для детей НОДА и 1 для детей ЗПР). Специальные группы примут более 250 детей.
Формирование специальных групп в дошкольных учреждениях города Ровеньки позволит расширить коррекционную деятельность с детьми, а это залог успешного усвоения образовательной программы и развития личности ребенка в дальнейшем. Изучая спрос детей и родителей, по инициативе учреждений данное направление, как мы и обещали в прошлом году, будет только развиваться.
Учитывая потребности обучающихся, сеть школ в городе работает неизменно: это 4 гимназии, 1 специализированная школа, 1 вечерняя школа, 4 учебно-воспитательных комплекса, 11 общеобразовательных учреждений. В школах города введено углубленное и профильное изучение предметов: углублённое изучение иностранных языков, социально-экономическое, социально-гуманитарное, филологическое, химико-биологическое профильное обучение, развивается кадетское движение, функционирует педагогический класс.
Самое важное, что ожидает в этом учебном году в общем образовании, это внедрение обновленных Федеральных государственных образовательных стандартов, в которых детализированы требования к результатам и условиям реализации основных образовательных программ, изменилось количество учебных предметов, изучающихся на углубленном уровне, изменился общий объем аудиторной работы обучающихся, введено понятие «учебный модуль», разъяснено понятие «современная информационно-образовательная среда», детализирован воспитательный компонент в деятельности учителя и школы. Введено понятие «функциональной грамотности», когда ребенок не просто умеет решать задачу, а может ей найти применение в повседневной жизни, понимать область ее применения в практике.
Педагоги понимают, что сегодня необходимо менять подход к образовательному процессу, понимать на какой продукт должны выйти и работать на конкурентоспособного выпускника, который сможет применять свои знания в жизни и способного поступить в любой ВУЗ. Задача повышения качества знаний учащихся сегодня особо актуальна, а это возможно только при постоянном совершенствовании педагога своих знаний. Мир не стоит на месте, сегодня прогресс шагает семимильными шагами. Сегодня у педагогов широкие возможности повышения своей квалификации, более 200 педагогов проходили курсы в городах Москва, Ростов-на-Дону, Сочи, Луганск очно, многие проходили онлайн. Министерством просвещения Российской Федерации были организованы курсы для учителей русского языка, истории, обществознания, для руководителей образовательных учреждений на высшем уровне от привлечения высококлассных специалистов до обеспечения проживания, питания и проезда.
Повышение качества образования невозможно без воспитания и дополнительного образования детей как неотъемлемой составляющей образовательного процесса. Вся воспитательная работа должна быть направлена на достижение главной цели – воспитание будущего гражданина Республики, формированию личности. В этом учебном году в цикл внеурочной деятельности будут включены занятия «Разговор о важном». Эти занятия будут посвящены темам воспитания моральных и патриотических качеств, экологической культуры, формированию понимания значимости человека в современном мире.
Очень важной остается тема профориентации школьников. Сегодня важно вести работу с учащимися с более раннего возраста до 9-го класса по популяризации рабочих специальностей в сотрудничестве с учреждениями профессионального образования, центром занятости. Для более тесного взаимодействия субъектов по профориентации в мае этого года разработан совместный План по профориентационной работе. В городе планируется реализация проекта «Professarium» некоммерческой организацией «Институт специальных технологий Севера». Этот проект предполагает собой глубокое изучение профессиональных склонностей детей, проведение с ними профессиональной образовательной программы, апробирование себя в той или иной профессии путем подготовки проекта и возможно его реализации. Ребенок в процессе понимает его это профессия или нет. Для площадки проекта на настоящий момент рассматривается ГОУ ЛНР «Ровеньковская специализированная школа №3 им.А.Ф.Бурды», так как это специализированная школа и в ней работают педагогические классы. Проект охватит обучающихся 10-11 классов.