Георгий Степанович Шонин
Как многие другие профессии, профессия космонавта предполагает огромный труд и на Земле, и в космосе, преданность своему делу, способность и готовность пойти на риск.
На этом тернистом пути есть не только успехи и победы, но и временные поражения, отступления, неудачи и трагедии. Приведу несколько примеров.
На стартовой позиции в корабле «Apollo» возник пожар, и астронавты Гриссом, Уайти и Чаффи, проводившие в нём тренировку, сгорели.
Во время выведения корабля на орбиту последняя ступень ракеты-носителя теряет стабилизацию, и космонавты Лазорев и Макаров совершают аварийную посадку в алтайские горы, перенеся во время спуска в атмосфере огромные перегрузки.
На траектории полёта к Луне в служебном модуле «Аполлона-13» взрывается кислородный бачок, и экипаж оказывается в очень критической ситуации. К счастью, корабль удалось благополучно вернуть на Землю.
После расстыковки с орбитальной станцией «Салют» происходит разгерметизация транспортного корабля «Союз», и космонавты Добровольский, Волков и Пацаев гибнут.
Из-за отказа парашютной системы с нерасчётной скоростью приземляется космический корабль «Союз», вследствие чего погибает Владимир Комаров.
После приводнения капсула Гриссома пошла на дно океана, и он едва успевает выбраться из неё.
Выше указанные примеры говорят о том, что на всех этапах космического полёта, от старта до посадки, могут возникать аварийные ситуации, угрожающие жизни космонавтов.
Однако все эти ситуации не помешали Георгию Степановичу Шонину осуществить свою мечту – стать космонавтом. 11 октября 1969 года наш земляк осуществил полёт в космос. Своими впечатлениями о космосе поделился в книге «Самые первые»: «Мы на орбите! Земля сообщает нам предварительные данные о её параметрах. Отпускаем привязанные ремни – и к иллюминаторам. Там на фоне чёрного неба масса белых частичек, которые движутся вместе с кораблём, они самых различных размеров, движутся хаотически и постепенно отстают.
Но вот мы проваливаемся в темноту. Корабль вошёл в тень Земли. С трудом отрываемся от иллюминаторов – глазеть по сторонам некогда. Нужно проверить оборудование и состояние бортовых систем после выведения, что всё в порядке, и начинаем работать по программе.
С интересом встречаем свой первый рассвет на орбите. Это удивительно.
Сначала на горизонте появляется небольшая узенькая полоска густого тёмно-красного цвета. Затем она постепенно начинает расширятся по горизонту и высоте, светлеет, верхний слой из желтовато-зелёного делается голубым, и наконец показывается чёткий краешек Солнца. Красные тона отодвигаются в стороны, им на смену приходят голубые. Над горизонтом повисает диск Солнца, и наша красавица планета окутывается голубоватой шалью.
Первые два витка загружены работой настолько, что нет времени ни для переживаний, ни для эмоций. Но на третьем витке образовалось «окно», мы можем отдохнуть и как-то оценить своё состояние. Я сразу же почувствовал какой- то дискомфорт. Мне кажется, что я нахожусь вниз головой. Плыву в орбитальный отсек к зеркалу. Смотрю и не узнаю себя: лицо как-то неестественно распухло, красные, налитые кровью глаза. Желание смотреться в зеркало сразу пропало.
По исходу второго дня мы почувствовали себя лучше, лица наши приняли почти обычный вид.
Программа нашего полёта была довольно насыщенная, и нам пришлось трудиться не покладая рук.
В свободную минутку я, прильнув к иллюминатору, замирал, любуясь проплывавшей внизу сказочной картиной. Я знал, что над Землёй одновременно бушуют тысячи гроз, но не мог себе этого представить. Там, в космосе, я убедился во всём воочию. Отблески зарниц сопровождали нас всё время, пока мы летели в тени. С сожалением замечали, что во многих местах Земли полыхают пожары.
Но когда смотришь на космос долго и внимательно, картина эта из плоской превращается в объёмную, и чем дольше смотришь, тем больше чувствуешь его глубину. И такое чувство, словно заглядываешь в бездонный колодец. Становится жутко перед таким величием вселенной.
Но стоит увидеть родную планету, услышать голоса друзей – сразу чувствуешь, что ты не одинок, ты связан с ними всем существом.
В последний день полёта мы провели эксперимент по сварке образцов металлов различными способами на установке «Вулкан». Сварка должна была проводиться в «чистом» космосе.
Валерий с небольшого пульта стал подавать команды на «Вулкан», а я решил увековечить этот момент на плёнку. Когда вся программа работы с «Вулканом» была закончена, мы закрыли выходной люк, надули орбитальный отсек и вошли в него, чтобы снять с «Вулкана» сваренные образцы.
Мы с большой охотой и с чувством выполненного долга готовились к спуску. Ни необычные условия, ни космические красоты и впечатления не могли затмить нашу родную Землю.
Сориентировав корабль на посадку, включили тормозную двигательную установку. Она отработала секунда в секунду. После этого наш красавец «Союз» прекратил своё существование как единое целое: произошло разделение. Отстрелены солнечные батареи и антенны, орбитальный и приборно-агрегатный отсеки. Всё это теперь не нужно и сгорит в атмосфере. На Землю опустится только боевая рубка корабля – спускаемый аппарат, в котором находимся мы.
Наконец сработала парашютная система, и мы, плавно покачиваясь на огромном куполе, идём к Земле. Срабатывают двигатели мягкой посадки, и наступает необычная тишина. Смотрю в иллюминатор – за ним пахота. Быстро отстреливаю одну из стренг парашюта, чтобы погасить купол. Убедившись, что корабль стоит устойчиво, расстёгиваем привязные ремни. Я рванул люк. Мы увидели широко улыбающегося командира вертолёта поисково – спасательной службы. Он помог нам выбраться из корабля. Кругом простиралась вспаханная степь. Но как я был рад этой уже слегка припорошённой первым снегом Земле! Я готов был расцеловать её».
За осуществление космического полёта на корабле «Союз-6» Шонину Георгию Степановичу Президиумом Верховного Совета СССР было присвоено звание «Лётчик-космонавт СССР».
За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм 25 октября 1969 года Президиум Верховного Совета СССР присвоил Шонину Г.С. звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».