Георгий Степанович Шонин
Напряжённым оказался для Георгия Степановича Шонина 1960 год. Рождалась новая профессия – профессия людей, которые в ближайшее время должны были отправиться в неведомый мир и там работать в необычных для землян условиях. Трудности усугублялись тем, что каждый шаг будущих космонавтов, каждое их движение и реакция находились под постоянным «недремлющим оком» врачей и физиологов.
Все участники сформированной группы проходили через серьёзное испытание – насыщенную и сложную парашютную подготовку. Выполняли ознакомительные прыжки с парашютной системой, которая предназначалась для приземления после полётов на космических кораблях «Восток». О своих воспоминаниях Георгий Степанович Шонин делится с нами в своей авторской книге: «На мне громоздкий скафандр, стекло гермошлема опущено, надеты перчатки. На моей спине ложемент с основным и запасным куполами, с различными приборами и автоматами, обеспечивающими правильную последовательность работы всей парашютной системы. Ниже, под ложементом, прикреплен большой контейнер с носимым аварийным запасом – НАЗом. Я на нём сижу, так как стоять очень неудобно, да и тяжело. Ведь вся эта амуниция весит за сотню килограммов. Сейчас меня выбросят за борт самолёта два крепких парня, а в штатной ситуации эту работу проделают пиропатроны: они «выстрелят» космонавта из «Востока» на высоте семи тысяч метров.»
В трудах и заботах проходило время. Тренировки, занятия по физподготовке, лекции.
11 октября 1969 году настал долгожданный день, когда Шонин, в паре с Валерием Кубасовым, совершил полёт в космос.
В своей книге Георгий Степанович пишет: «В этот день мы с Валерием встали, как всегда, в 7.00. Прибрались. Не спеша прошли медосмотр. Позавтракали. Всё было привычным и до обидного обычным, как день или два назад. Я поразился будничности своего настроения. Мне думалось, что этот день будет праздничным с самого пробуждения. А здесь какие-то невероятно простые заботы: завёл ли часы, прикрепил ли к бортжурналу карандаши, навёл ли порядок в тумбочке у своей кровати… Время тянется медленно. На нас одели датчики, записали фоновые данные.
Наконец едем на стартовую позицию. Стартовая площадка, огромная, в клубах испарений, ракета. Докладываю председателю Государственной комиссии о готовности экипажа к выполнению задания. Получаем разрешение занять свои места в кабине космического корабля. Лифт медленно доставляет нас на самую вершину ракеты. Стоя на верхней площадке, смотрим вниз на машущих руками людей. Сняв верхние куртки, обувь, головные уборы – теперь всё это нам не нужно, – опускаемся в наш «Союз».
Проверив оборудование в орбитальном отсеке, перебираюсь к Валерию в спускаемый аппарат, задраиваю люк. Мы остаёмся одни. Приступаем к предстартовой проверке систем корабля. Время летит незаметно. Слышим в наушниках, что до старта осталось десять минут. Это сообщение вдруг поменяло моё душевное состояние.
Я ловлю себя на том, что пытаюсь контролировать дыхание и начинающее «набирать обороты» сердце. И когда услышал команду «Зажигание!», а затем – «Подъём», когда тело ракеты, вздрогнув, оттолкнулось от стартового стола, на какой-то момент как бы зависло в воздухе, а потом стремительно стало набирать скорость и высоту, только тогда я окончательно уверовал в реальность всего происходящего и вздохнул с облегчением: мой многолетний труд наконец получает логическое завершение – теперь уж я наверняка буду в космосе!».
«Преодоление ступеней пространства, момент ответственный. Всё должно укладываться в строгие временные интервалы. Не доработай ступень какие-то считанные секунды, и нам придётся, не сделав даже витка, садиться в Тихом океане. Мы на орбите!»