Галина Бутко: «Педагог-дефектолог для детей с ОВЗ и инвалидностью – проводник в общественную жизнь»
В последние годы среди педагогических профессий особую актуальность и востребованность получил труд педагога-дефектолога. С 1 сентября 2023 года введен профессиональный стандарт для этих специалистов. О том, чем занимается сегодня педагог-дефектолог, какими навыками он должен обладать и где будущие дефектологи могут себя проявить, порталу «Российское образование» рассказала доцент Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета (МГПУ), кандидат педагогических наук Галина Бутко.
Галина Анатольевна, как вы думаете, с чем связана сегодня популярность профессии педагога-дефектолога?
Сегодня инклюзивные процессы стали реальностью не только в сфере образования, но и во всей системе социальных отношений. Педагог-дефектолог для детей с ОВЗ и инвалидностью в наши дни – это проводник в общественную жизнь и в образовательную систему. Этот специалист, как никто другой, понимает проблемы особенных детей и помогает их решить. Благодаря работе педагога-психолога ребята с ОВЗ и инвалидностью включаются в социокультурное пространство нашего общества, они имеют возможность получить образование и профессию, развить свои способности.
С 1 сентября в действие вступил новый профессиональный стандарт педагога-дефектолога. Пока этого документа не было, дефектологи работали по общему профессиональному стандарту педагога. В новом стандарте значительно расширилась номенклатура специальностей педагога-дефектолога. Это произошло в связи с тем, что сейчас увеличился контингент детей с ОВЗ, которые включены в образовательную среду.
Какие новые специальности педагога-дефектолога появились в новом профессиональном стандарте?
Это педагог-дефектолог для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра, с тяжелыми множественными нарушениями развития, педагог-дефектолог для работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Стоит отметить, что с введением нового стандарта будут расширяться и направления подготовки дефектологов и компетенции этих специалистов.
Какими современными методиками должен владеть дефектолог и какими навыками обладать?
Педагогу-дефектологу необходимы особые знания и навыки, которых нет у обычного учителя. Он должен быть компетентным в области диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной работы, а также иметь опыт сопровождения детей с ОВЗ и их семей. Педагоги-дефектологи умеют взаимодействовать и с детьми, и со взрослыми, они работают с детьми-инвалидами в междисциплинарной команде со специалистами здравоохранения и социальной защиты.
Для педагогов-дефектологов высокого уровня в нашей стране проходит Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России». А какие активности проходят для будущих специалистов – студентов дефектологического направления педвузов?
Они могут участвовать во Всероссийской олимпиаде студентов «Я – профессионал». Московский городской педагогический университет, в котором я преподаю, выступает организатором группы «Педагогические науки», где создано направление «Специальное (дефектологическое) образование». Благодаря олимпиаде студенты могут узнать о новых тенденциях в дефектологической науке, познакомиться с современными коррекционно-педагогическими технологиями, перенять опыт практиков. Кстати, сейчас проходит регистрация на участие в олимпиаде «Я – профессионал», она продлится до 14 ноября.
Я несколько лет выступаю координатором олимпиады в МГПУ. Хочу отметить, что большинство ее участников – это студенты педагогических вузов. Однако в последние годы мы наблюдаем рост числа «непрофильных» студентов. Есть ребята из медицинских и даже технических университетов. Причем девушки участвуют активнее, их среди педагогов-дефектологов больше.
Задания олимпиады предполагают творческий подход?
Безусловно. Вообще, студенты с каждым годом проявляют больше творчества, самостоятельности. Они становятся более требовательными к выполнению заданий, мыслят масштабней и стремятся создать что-то новое. Ребята увлеченно придумывают проекты, которые направлены на социализацию особенных детей, на использование средств искусства и возможностей дополнительного образования. Есть интересные разработки, например по взаимодействию с общественными организациями, благотворительными фондами, которые оказывают помощь детям и взрослым с ОВЗ.
Студенты МГПУ принимают участие в олимпиаде?
Наши студенты всегда активно участвуют в состязаниях дефектологического направления. В прошлом году подали заявки 470 студентов и магистрантов МГПУ со всех курсов. Многие студенты участвуют уже не в первый раз и показывают высокие результаты. Медалисты олимпиады, студенты МГПУ, создали такие интересные разработки, как онлайн-платформа «Цифровые технологии. Игры ТРИЗ», фрироуп для развития детей с расстройствами аутистического спектра, Атлас доступных профессий для подростков с нарушениями интеллекта и их родителей. Среди работ магистрантов МГПУ медалями были отмечены проекты, направленные на работу с дошкольниками с детским церебральным параличом, с младшими школьниками с легкой умственной отсталостью, с людьми с аутизмом и интеллектуальными нарушениями.
В этом году к заключительному этапу олимпиады наши студенты готовят различные мастер-классы по актуальным вопросам помощи детям с ОВЗ. Направления практико-ориентированных разработок будут разные, обычно их не менее 12, непременно будет затронута проблема дислексии.
С какого курса вы советуете участвовать в олимпиаде и как надо готовиться?
Задания олимпиады рассчитаны на старшие курсы, хотя студентам первого и второго курса они тоже будут интересны. Иногда креативность ребят младших курсов и их нестандартное мышление приводят к победе. На олимпиаде можно научиться решать тесты, кейсовые задания, а также познакомиться с экспертами и ведущими специалистами-практиками. Это не экзамен, здесь никто не будет ставить плохие оценки, наоборот, участников обычно хвалят за активную жизненную позицию. А готовиться к олимпиаде просто: нужно лишь старательно учиться, ведь с помощью заданий можно проверить компетенции, которые формируются у студента в процессе обучения. Самое главное в нашем деле – верить в победу!