Доклад полпреда ЛНР на Минских переговорах Владислава Дейнего на заседании Совбеза ООН
Доклад на заседании Совета Безопасности ООН по формуле Аррии, посвященном годовщине Парижского (декабрь 2019) саммита “нормандского формата”
Уважаемые участники встречи!
Прежде всего, хочу поблагодарить за возможность представить позицию Луганска на таком высоком уровне.
Моя коллега из Донецка достаточно подробно изложила текущее положение дел на Минских переговорах. Я, с вашего позволения, хотел бы несколько подробнее осветить некоторые отличия развития конфликта с Украиной на территории Луганской Народной Республики.
14 апреля 2014 года, после введения так называемой “антитеррористической операции” началось формирование “добровольческих” и карательных батальонов и переброска их на Донбасс вместе с армейскими подразделениями, в том числе и тяжёлых вооружений. Приведу очень яркий пример: 15 апреля на подъезде к Луганску местные жители практически голыми руками остановили продвижение колонны бронетехники вооруженных сил Украины – шесть БТР-ов и автомобили с буксируемыми 122-мм гаубицами Д-30 направлялись из Днепропетровска. Эти средства вооружений Киев перебрасывал для применения против безоружного мирного населения. Еще один пример – в апреле 2014 года в городах Луганской области повсеместно арестовывались граждане всего лишь за то, что они выступали против майдана и вооруженного переворота.
В этих обстоятельствах 27 апреля 2014 года на народных сходах было инициировано создание Луганской Народной Республики (ЛНР). Для реализации этого намерения было принято решение провести 11 мая 2014 года всенародный референдум на территории Луганской области с вопросом о поддержке государственной самостоятельности Луганской Народной Республики. Более того, президиум Луганского областного совета VI созыва, в отличие от своих “коллег” из Донецкой области, на тот момент никуда не сбежал и 5 мая 2014 года даже принял заявление в поддержку этого референдума.
За самоопределение Луганской Народной Республики высказались более 96% проголосовавших. 12 мая на митинге в Луганске были обнародованы итоги референдума и провозглашён Акт о государственной самостоятельности Луганской Народной Республики. В последующие дни прямым голосованием на сходах территориальных громад в городах и районах были избраны депутаты Народного Совета ЛНР – представительного органа. С тех пор начинается процесс формирования народного ополчения из разрозненных отрядов самообороны и поддержания правопорядка, спонтанно формировавшихся на территориях в предшествующий период.
На Украине же 25 мая 2014 года на незаконно назначенных внеочередных выборах президента Украины одержал победу Петр Порошенко, который позиционировал себя как “президент мира” и обещал завершить конфликт на Донбассе в течение двух недель.
Война Украины против собственных граждан
Вместо обещанного мира практически сразу после выборов вооружёнными формированиями Украины были развязаны первые бои на территории ЛНР. Против мирного населения, организовавшегося в подразделения самообороны, Украина направила батальоны национальной гвардии, сформированные из активистов “майдана”, и “карательные батальоны”, в состав которых входили в основном уголовные преступники, осуждённые за тяжкие преступления и досрочно освобождённые под обязательство вступить в войну против Донбасса. Поддержку этим вооружённым формированиям оказывали авиация, танки, артиллерия и тактические ракетные комплексы вооружённых сил Украины.
Одним из первых особо жестоких авиаударов был обстрел центра города Луганска 2 июня 2014 года с самолёта Су-25 неуправляемыми реактивными снарядами С-8. Два таких снаряда попали в здание областной администрации. Я в этот момент находился внутри здания, примерно в 15 метрах от места попадания. Ещё несколько снарядов С-8 разоврались перед зданием и в сквере напротив.
В результате авианалёта погибли восемь мирных граждан, в том числе пять женщин. Позднее от полученных ран скончались ещё три человека. Ранения получили 28 человек, в основном – находившиеся на улице перед зданием. Среди погибших и раненых были и мои товарищи.
Примерно в 80 метрах от мест разрывов в сквере находится детская площадка, где во время авиаудара играли дети. К счастью никто из них не пострадал.
Отчёт об этом преступлении вечером 2 июня был опубликован на сайте Министерства обороны Украины.
Применение вооружёнными силами Украины тяжёлых вооружений, и авиации в войне с населением Донбасса приобрело системный характер. Удары авиация ВСУ наносила почти каждый день. Вот некоторые из них:
– 2 июля 2014 года – Станица Луганская – погибло 12 человек, в том числе ребёнок пяти лет;
– 28 августа – город Алчевск – погибли два человека.
Экономическая блокада
Одновременно с ведением боевых действий Украина предпринимает шаги по экономическому и гуманитарному подавлению Донбасса.
Начало экономической и гуманитарной изоляции было положено Украиной 13 июня 2014 года. Ведомственными распоряжениями на территории Донбасса была приостановлена работа органов государственного казначейства, прекращены выплаты пенсий, социальных пособий, финансирование бюджетной и коммунальной сферы. Вскорости принимаются решения о полном выводе с территорий, неподконтрольных Киеву, всех силовых структур, органов государственного управления, судов и банков.
К концу лета 2014 года население неподконтрольных Украине территорий Донбасса практически вычеркнуто из законодательного поля Украины.
С декабря 2016 года украинские радикалы начинают блокирование транспортного сообщения через линию разграничения, и 15 марта указом Порошенко этому блокированию придаётся законный характер. В дополнение действуют установленные Кабинетом министров Украины ограничения на количество ввозимого продовольствия и запрет на ввоз горюче-смазочных материалов.
С 25 апреля 2017 года Украина прекратила поставлять электроэнергию на территорию ЛНР, оставив без энергоснабжения ряд крупных промышленных предприятий украинской юрисдикции, продолжавших до этого времени работу на территории ЛНР.
Так, шаг за шагом власти Украины окончательно разорвали все связи с Луганском и Донецком, постепенно вводя многофакторную блокаду — водную, транспортную, энергетическую, экономическую…
Минские переговоры
На фоне развития вооружённого конфликта стороны предпринимают усилия к организации прямого диалога между Украиной и Донбассом.
С июня 2014 года начинается работа Контактной группы по Донбассу.
И уже 5 сентября 2014 года был подписан “Протокол по итогам консультаций Трехсторонней контактной группы относительно совместных шагов, направленных на имплементацию Мирного плана Президента Украины П. Порошенко и инициатив Президента России В. Путина”, который предусматривает незамедлительное двухстороннее прекращение огня при мониторинге ОБСЕ, а также ряд шагов политического урегулирования конфликта.
Ключевыми являются: инклюзивный общенациональный диалог, освобождение всех заложников и незаконно удерживаемых лиц, а также обязательства Украины принять два закона: “О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей” (об особом статусе) и о недопущении преследования и наказания лиц в связи с событиями, которые имели место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.
Однако Украина затягивает выполнение своих обязательств, а период декабря 2014 – января 2015 вообще уклоняется от диалога: в заранее согласованные при содействии ОБСЕ даты я и Денис Пушилин, на тот момент представлявший ДНР на Минских переговорах, как и делегации ОБСЕ и РФ, пять или шесть раз возвращались из Минска, так и не дождавшись украинскую делегацию. В итоге Комплекс мер по выполнению Минских соглашений, призванный интенсифицировать процесс урегулирования конфликта, удалось подписать в Контактной группе только 12 февраля 2015 года после настоятельной мотивации Украины на саммите “нормандской четвёрки”, который также проходил в Минске 11-12 февраля.
Но и после подписания этого документа, определившего, что процесс мирного урегулирования должен завершиться до конца 2015 года, удалось реализовать на сегодня только несколько положений в сфере безопасности, и то только частично.
Смена политической власти на Украине также не ускорила процесс мирного урегулирования – нынешний президент Зеленский действует по большей части тоже по принципу затягивания переговорного процесса, уклонения от прямого диалога с Донбассом при активной имитации намерений достижения результата.
При этом Украиной абсолютно игнорируется тот факт, что Комплекс мер с момента декларирования его поддержки Советом безопасности ООН и включения его текста в качестве приложения в Резолюцию 2202 (2015) приобретает характер норм международного права и в соответствии со статьёй 25 Устава ООН является обязательным для исполнения.
Не дал положительного толчка процессу урегулирования и Парижский 2019 года саммит “нормандской четвёрки”.
За год, прошедший после саммита, в полноценном понимании нет результата ни по одному пункту Согласованных итогов.
Режим прекращения огня согласован и начал действовать ещё до саммита, с 21 июля 2019 года. Однако добиться его всеобъемлющей реализации не удаётся: принятое 22 июля 2020 года решение о дополнительных мерах по его обеспечению впоследствии дезавуировано Украиной, её отказом от согласованных совместных инспекций в рамках координационного механизма.
План гуманитарного разминирования и перспективные участки для второго этапа разведения сил и средств совместно отработаны Донбассом и Украиной, предварительно согласованы, однако принятие решения заблокировано теми нормативными правовыми актами Украины, которые прямо противоречат Минским соглашениям и создают законодательные препятствия для выполнения Украиной своих обязательств.
При этом практика разведения сил и средств в Станице Луганской явно указывает на неготовность Украины к выполнению Рамочного решения от 21.09.2016. Этим решением для первого этапа разведения были определены три участка, два из которых успешно были разведены в оговоренные сроки, в октябре 2016 года, а разведение сил и средств на оставшемся участке, в Станице Луганской, блокировалось Украиной на протяжении трех лет.
Заблокирована Украиной и реализация обменов удерживаемых лиц.
Пункт 6 Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, а также пункт первый Совместно согласованных итогов Парижского саммита 2019 года предусматривают освобождение и обмен связанных с конфликтом удерживаемых лиц на основе принципа “всех на всех”, начиная со “всех установленных на всех установленных”.
В период после саммита условно можно говорить о реализации двух обменов. Однако, до настоящего момента не завершён ни один из них по причине невыполнения Украиной так называемой процессуальной очистки – освобождения лиц, переданных в процессе обмена, от уголовного преследования в связи с событиями на Донбассе, как это предусмотрено пунктом 6 Протокола от 05.09.2014 и пунктом 5 Комплекса мер. Дополнительно эта норма закреплена обязательствами, подписанными 23.12.2019 и 08.04.2020 главой украинской делегации Леонидом Кучмой, и без полноценного выполнения этой нормы обмены все ещё не завершены.
Кроме того, перспективы обсуждать новые этапы обменов также неясны ввиду отсутствия понимания перспектив их реализации при нынешнем состоянии нормативного регулирования данной сферы в законодательном поле Украины.
Открытие двух дополнительных пунктов пропуска, предусмотренное Согласованными итогами, также сорвано украинской стороной.
После Парижского саммита более трех месяцев ушло на обсуждение в Контактной группе параметров двух новых пунктов пропуска Луганск-Счастье и Первомайск-Золотое и согласование дорожной карты параллельной подготовки их одновременного открытия. Но далее препятствием для начала строительства стало получение от украинской стороны гарантий безопасности на весь период строительства. На решение этого вопроса понадобилось ещё четыре месяца, и только в июле удалось получить от Украины такие гарантии на период с 10 июля по 10 ноября.
В период строительства Украина постоянно уклонялась от совместного выхода на “нулевую точку” для согласования ключевых технических деталей.
В итоге, проигнорировав все попытки согласованных действий, Украина “торжественно открыла” пункты пропуска, заявив об изменении их функционального назначения: Счастье – чисто пешеходный (в дорожной карте он согласован для пропуска личного транспорта и грузовых автомобилей, в первую очередь – гуманитарных грузов), а Золотое – для пропуска транспорта, в том числе грузового (в дорожной карте согласован для пешеходов и личного транспорта). А такие существенные моменты, как график работы, автобус-челнок для доставки пешеходов в “серой зоне” в Золотом, где расстояние между пунктами паспортного контроля более трех км, и особенности работы в условиях противодействия распространению коронавируса остались несогласованными.
К достижению разумного компромисса в этом вопросе на основе гуманитарных критериев Украина оказалась не готова.
Кроме того, как оказалось впоследствии, необходимые работы по подготовке инфраструктуры пунктов пропуска к открытию украинской стороной выполнены не были — 29 ноября нами получен запрос от украинской стороны на согласование гарантий безопасности для выполнения проектных работ для ремонта моста на пункте пропуска Луганск-Счастье.
Таким образом, оценка выполнения итогов саммита 2019 года очевидна — отсутствие политической воли не позволяет Украине обеспечить ни добросовестное участие в Минских переговорах, ни эффективно организовать выполнение принятых на себя обязательств.
Должен заметить, что мы со своей стороны также сталкиваемся с определёнными трудностями.
В ходе Минских переговоров Республикам пришлось пойти на достаточно существенные уступки, компромиссы. По сути, Комплекс мер по реализации Минских соглашений сам по себе является максимально возможным для ЛНР компромиссом. И возвращаясь в Республику после очередного раунда переговоров, где я подчёркиваю полную готовность ЛНР к выполнению принятых Республикой обязательств и привожу подтверждение таких намерений на практике, я наталкиваюсь на полное непонимание со стороны сограждан. Зачем мы, при явных неоднократно продемонстрированных намерениях Украины уйти от выполнения обязательств по Минским соглашениям, продолжаем работать над их реализацией и пытаемся добиться такого же конструктива от Украины?
Нужен ли Донбасс Украине, если она всячески его отторгает?
Со страхом и тревогой земляки задают мне вопросы: нежели мы вернёмся на Украину? Неужели у нас здесь будут СБУ и ВСУ? Их страх абсолютно понятен: от Украины за последние семь лет наши жители не увидели ничего, кроме обстрелов их домов, школ, больниц, детских садов, пыток, насилия и агрессии, лишения их прав и свобод, пенсий, социальных гарантий.
Каким образом целенаправленное систематическое ущемление в правах части собственных граждан со стороны Украины, уничтожение их в моральном, да и в физическом смыслах — обстрелами из тяжёлых вооружений и авиации, экономической изоляцией и намеренным лишением их основных гуманитарных прав, соотносятся с целями, закреплёнными в Уставе ООН? Не игнорируется ли международным сообществом “уважение принципа равноправия и самоопределения народов”, положенное в основу дружественных отношений частью второй статьи 1 этого Устава?
И, самый главный вопрос: не пришло ли время развеять все сомнения и спросить их самих – нужна ли Украина Донбассу, который за эти годы гражданской войны и всяческих блокад уже научился жить без Украины?