Церковь во имя святителя Николая Чудотворца
23 мая 1798 года в Ровенецкой слободе была заложена каменная церковь во имя святителя Николая Чудотворца, освящена – 21 августа 1804 года. Строилась церковь на средства покойного Василия Петровича Орлова.
Более ста лет храм был местом молитв и главным украшением Ровенецкой слободы. Его возводили талантливые зодчие того времени. Храм был построен из камня, покрыт железом и обнесён каменной оградой.
Первым священником назначен дъякон Гниловского стана Троицкой церкви Василий Бедненков. Он пришёл на Дон с Полтавской губернии в 1778 году, где прожил несколько лет. Через некоторое время был принят в казаки, потом определён в Троицкую церковь дъячком. В Ровенецкой слободе В. Бедненков священником пробыл не долго. В феврале 1802 года он умер, так и не увидев окончания строительства храма. На его место, 25 сентября 1803 года, был назначен священник Харитон Патураев.
В 1804 году при Николаевской церкви открылся «второй штат», его священником был рукоположен дъячок Михаил Попов.
В 1818 году священник Потураев, «за нетрезвую жизнь», был направлен на исправление в Кременской мужской монастырь сроком на 2 года, а на его место назначен пономарь слободы Волошиной Владимир Лебедев.
3 декабря 1823 года вторым священником был рукоположен дъякон Иван Попов, сын священника Михаила Попова. Умер предположительно в 1863 году. Его жена Анна Никифоровна происходила из семьи священника. Их дочь Мария Ивановна была женой священника Василия Кошелева. Он был посвящен в сан 15 февраля 1848 года. С 17 мая 1866 года исполнял должность благочинного Ровенецкого благочиния.
С 10 марта 1863 года священником Ровенецкой церкви становится Дмитрий Никольский.
17 ноября 1873 года священником и благочинным стал Стефан Петрович Авдеев. Он родился 1 августа 1831 года в Новочеркасске в семье священника. В 1857 году окончил курс Екатеринославской Духовной семинарии по 2-му разряду. С 1873 года по 1879 год был благочинным Ровенецкого благочиния. Со 2 февраля 1894 года стал духовником Кирсановского благочиния. За многолетнюю добросовестную службу награжден Наперстным крестом, орденом святой Анны III степени. 6 мая 1904 года был возведён в сан протоиерея. В 1907 году Авдеев по личной просьбе уволен за штат, но продолжал работать законоучителем в 2-х классном земском училище Ровенецкой слободы.
С 1890 года по 1898 священником стал Илья Львович Малахиев.
С 1890 года по 1896 год назначен священник Александр Гиляровский.
В 1906 году на место священников Гиляровского и Авдеева были назначены новые: 16 февраля Николай Добровольский и 18 мая, с назначением на должность благочинного, Иоанн Золотарёв. Оба они в 1896 году окончили по первому разряду курс Донской духовной семинарии в Новочеркасске.
Штат причта в Никольском храме постоянно менялся. В 1804 году по штату было два священника, а 1835 году уже три священника, два дъякона, три дъячка, три пономаря. В 1871 году штат состоял из двух священников, одного дъякона, двух дъячков, одного пономаря. В начале ХХ века штат сложился окончательно: два священника, один дъякон, два псаломщика.
В 1835 году на содержание причта жалования не полагалось, а доход должны были иметь от «хозяйственных заведений и исправления мирских треб».
С сентября 1866 года было установлено жалование: священникам по 300 рублей, дъякону-150 рублей, псаломщикам по 75 рублей серебром в год при условии, что за отправление треб прихожане не платили. Кроме того, за работу в школе священники получали отдельное жалование.
Кроме того, были и пожертвования прихожан на содержание церкви. Екатерина Дмитриевна Орлова (Иловайская) 7 августа 1853 года положила в Донской войсковой приказ общественного призрения 714 рублей под 4% годовых в пользу церковнослужителей Никольского храма. Титульный советник Михаил Никольский внес 300 рублей, а мещанин Василий Самарский-100 рублей на тех же условиях.
Являясь составной частью государственного аппарата, церковь была призвана обеспечить твёрдое содержание веры и соблюдение Закона Божьего, не допускать раскола и ереси. Так 27 июня 1832 года благочинный священник Ровенецкой слободы Михаил Попов представил раппорт на имя Архиепископа Новочеркасского и Георгиевского Афанасия: «Дознано мною, что в слободе Ровенецкой-Орловой имеется источник, в водах которого по временам и некоторые люди якобы видят в разных видах изображение Честного Креста и Божьей Матери, почему к месту сему наченаются стекаться некоторые жители как оной, так и других слобод. Для того и по долгу звания моего о сем Вашему Высокопреосвященству по благорасположению почтейнеше честь имею довести». Прибывшая 11 июля этого же года комиссия допросила под присягой священников, церковнослужителей и 18 жителей Ровенецкой слободы. Все они клятвенно заявили, что никакого изображения в источнике они не видели. По окончании следствия, материалы дела были переданы Новочеркасской Духовной Консистории, которая на заседании 6 сентября 1832 года постановила: источник засыпать, а благочинному священнику в течение года ежемесячно докладывать «о скорейшем закрытии источника и отклонений всячески народа от суеверных видений». На том дело было закрыто.