220-лет со дня рождения В. И. Даля «Собирал человек слова» в пгт Новодарьевка
«Без всяких преувеличений можно сказать, что Даль совершил подвиг в науке, создав за пятьдесят лет словарь, для составления которого потребовались бы «целая академия и целое столетие», – писал выдающийся русский писатель XIX века Павел Мельников-Печерский. А ведь Даль был еще и писателем, этнографом, медиком, ботаником, географом, моряком, инженером, хотя называл себя «учеником, собиравшим весь свой век по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка».
Свое место в истории Даль занял благодаря своему «Толковому словарю живого великорусского языка». Это собрание нравственного, философского, житейского, фольклорного опыта, словесное закрепление огромной многовековой истории живого великорусского языка. Этот словарь – дело всей его жизни. Сам же он о своем труде сказал просто: «Я любил Отчизну свою и принес ей должную мною крупицу по силам». «Крупица» эта, собранная за полвека, включает 200 тысяч слов, более 37 тысяч пословиц и поговорок. Даже если небольшая часть из них – не чисто русские, это колоссальный труд. А еще важнее то, что без русского датчанина Даля мы бы вряд ли смогли понять, насколько на самом деле велик и богат русский язык.
22 ноября в ДК им. Ленина-филиал ГУ ЛНР «Центр культуры и досуга г. Ровеньки» пгт. Новодарьевка прошло литературно-музыкальное мероприятие, приуроченное 220-летию со дня рождения В. И. Даля «Собирал человек слова». В сценарий были включены задания в игровой форме и наглядная презентация с иллюстрациями. В ходе мероприятия участники окунулись в путешествие по страницам жизни В. И. Даля.
Первая страница «Биографическая». Ведущие рассказали о писателе и учёном-лингвисте, имя которого можно встретить и в учебниках литературы, и в трудах по фольклористике, и в изданиях по истории медицины или даже военно-инженерному делу, его разносторонних интересах и дружбе с А.С. Пушкиным. Представлена “Таблица умножения” Владимира Даля.
Вторая страница «Сказочная страна Даля» включала в себя рассказ о сборнике “Русские сказки. Пяток первый” опубликованный в 1832 году. Ребятам предлагалось отгадать отрывки из сказок Даля.
Третья страница «Загадочная». На этой странице участники отгадывали предложенные загадки, написанные Владимиром Ивановичем. В. И. Даль писал, что загадка – это “иносказанье или намеки, окольная речь, обиняк, краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки”. Загадка состоит из двух частей: загадки – вопроса и отгадки – ответа, которые между собой связаны. В загадке тем или иным способом “зашифрована” отгадка.
Четвёртая страница «Игровая». «Игра – забава, установленная по правилам», – пишет Даль в своём словаре. Страница включала в себя игру «Полетушки» и «Кузовок».
Пятая страница «Скороговорки». В. И. Даль считал скороговорки не просто забавой. “Их заучивают, чтобы натореть в чистом и скором говоре”. На этой станции был объявлен конкурс на лучшее произношение скороговорок.
Не менее примечательным трудом Даля является его сборник «Пословицы русского народа», включающий более тридцати тысяч пословиц, поговорок и метких слов. Многие пословицы, собранные Далем, можно назвать истинными произведениями искусства, в которых правдиво и ярко запечатлена жизнь русского народа, именно об этом рассказывалось на шестой странице «Игра пословиц». Участникам предлагалось две игры – дополнить пословицы и собрать “рассыпавшуюся” пословицу.
На седьмой странице «Словарная» состоялось выступление библиотекаря филиала №9- ЦГБ им. Г. Сковороды Бережная Е.П. Здесь внимание уделялось работе Даля по составлению «Толкового словаря живого великорусского языка».
На восьмой станции «Знатоки» прошла игра – викторина. Ведущие проверяли внимание участников и задавали вопросы о жизни и творчестве В. И. Даля.
Известность Даля как лингвиста, фольклориста и этнографа вышла за пределы России. Многие сейчас знают, что В. Даль является также автором очерков, рассказов, повестей из русской народной жизни и когда-то широко популярных русских народных сказок. Именно поэтому слово о В.И. Дале – неоценимый материал для формирования филологической и лингвистической компетенции современного школьника и воспитания у него интереса к изучению русского языка.