«Природа родного края» – Ровеньки

  • 1
  • 2

Зима – это чудесная пора. С неба крупными хлопьями сыпется мягкий, пушистый снежок. Все улицы – в сугробах. Домики, деревья – все покрыто толстым слоем снега.

Пока взрослые жалуются на холод и сугробы, дети получают от зимы истинное удовольствие!

В этом году зима снежная. Белым ковром покрыты все дороги, снежные шапки на крышах домов и ветках деревьев. Можно играть в снежки, поваляться в снегу, слепить снеговика. А еще снег оказывает огромное влияние на климат, рельеф, почвообразовательные процессы, жизнь растений и животных. Благодаря малой теплопроводности он предохраняет почву от сильного выхолаживания. Снег  – один  из наиболее информативных   и удобных индикаторов загрязнения окружающей среды.

На занятиях кружков «Природа родного края», в рамках подготовки к республиканскому конкурсу «Юный первооткрыватель» мы решили провести исследование снежного покрова. Объект исследования:  снежный покров пришкольного участка ГОУ РШ № 9 им. Л. Шевцовой и близлежащей территории, предмет исследования: свойства и состав снега.

Дети изучали свойства снежного покрова  его состава на наличие механических  загрязнителей.

Сначала измеряли глубину снега.  Глубина снежного покрова в разных точках опытного участка составляла от  50см около дороги до  1м на заснеженной части школьного стадиона. Неодинаковая глубина снежного покрова на разных участках может быть связана с рельефом местности, наличия деревьев, погодных условий (снежные наносы) и  особенностями деятельности человека.

Для изучения структуры, плотности и состава  снега брали пробы по всей глубине среза. Образцы снега, взятые с опытного участка, поместили в сосуды. Оставили их до полного таяния снега при комнатной температуре. Из образцов снега, взятых на большей глубине, получили большее количество воды, что свидетельствует о том, что снег в нижних слоях плотнее. Плотность снега зависит от многих факторов: оседания под собственным весом (от толщины снегового покрова), уплотнения при ветре, изменений при оттепелях, выпадения жидких осадков, солнечной погоды, рельефа.

По результатам работы определились выводы:

  • Снег-это гигантское «одеяло», защищающее землю от промерзания.
  • Снег не является абсолютно чистым и может содержать различные примеси.
  • На пришкольном участке механических загрязнителей в опасных  концентрациях не обнаружено (в сравнении с ПДК).
  • Экологическое состояние  окружающей среды на территории школы в пределах нормы.

Исследование продолжится до конца зимы.

Занятия проходили интересно, детям понравилось серьезность проделанной работы, они увлеченно перемещались от одного объекта к другому. Соревновались друг с другом. Ловили снежинки на перчатки, рассматривали их на одежде других и смеялись. Воспитанники смотрели как  ровно лежит снег, оставляли свои следы на снегу, рисовали рисунки и просто смотрели как снег падал на землю.

Не забыли и о братьях наших меньших. Проведали кормушки, насыпали корма.

Исследования и наблюдения учат детей думать, анализировать, сравнивать, систематизировать явления, находить связь между причиной и следствием. К тому же наблюдения за живой природой воспитывают эстетически и нравственно, делают ребенка внимательным и чутким.

Не секрет, что городские дети мало общаются с природой. Да и природы, как таковой, в больших городах осталось немного. Но сколько бы, ни рассказывали детям о временах года и связанных с ними природных явлениях, этого все равно недостаточно. Один раз увидеть, как известно, лучше, чем сто раз услышать.