Использование опытов в работе кружка «Юные друзья природы» – Ровеньки

Цель современного образования – «научить ребенка учиться». Разнообразные педагогические подходы и технологии (в числе которых и исследовательские работы) стремятся развить в ребёнке такие качества, как самостоятельность, инициативность, способность к сотрудничеству, социальная активность и ответственность. С точки зрения дополнительного образования у воспитанника в процессе исследовательской работы закладываются основы универсальных способов учебных действий, навыков самообразования. В настоящее время в педагогике разработаны разнообразные образовательные технологии, позволяющие максимально развивать творческий подход ребенка. Существует два пути приобретения знаний ребенком – репродуктивный и продуктивный. В первом случае ребенок получает знания от взрослых, во втором – путем самостоятельного освоения. Научно-исследовательская работа учащихся – это деятельность поискового характера, которая ведет к открытию и познанию нового и является мощным инструментом развития малыша.

На занятии кружка «Юные друзья природы» мы с детьми выполняли опыты с водой и воздухом.

В опыте № 1 выясняли: пустой ли стакан, если там ничего нет?

Перевернули стакан вверх дном и медленно опустили его в банку с водой. Стакан держали очень прямо. Вода в стакан не попала.

Почему? Стакан – то не пустой оказался! В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт №2 удивил учеников. Почему открытка не упала?

Полностью заполнили стакан водой. Положили открытку на стакан. Перевернули стакан, придерживая открытку. Аккуратно отпустили открытку. Открытка держится на стакане и не падает.

Выяснили, что воздух оказывает давление на стенки стакана. Он также давит с внешней стороны и на открытку. Поэтому она не падает.

Опыт №3 проводили с целью выявить, изменяется ли состав воздуха при горении свечи, нужен для горения кислород? Как можно потушить огонь?

Зажигаю свечу и показываю. Накрывали свечу банкой и наблюдали до тех пор, пока свеча не погаснет. Зажигали свечу снова и накрывали банкой большего размера. Свеча снова гаснет, но через более длительное время. Выяснили причину: в большой банке больше воздуха. Для горения нужен газ – кислород, который находится в воздухе. Если мы накроем свечу банкой, мы ограничим доступ кислорода. Люди используют это свойство при тушении пожаров.

Дети сделали вывод, что для горения нужен кислород, который присутствует в воздухе. Вот почему происходит большое количество пожаров и их трудно тушить.

Склонность к исследованиям свойственна  всем детям без исключения. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину, традиционно рассматриваются как важнейшие индикаторы детской одарённости.

                                    

ГБОУ ЛНР «Эколого-натуралистический центр учащейся молодежи»